Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

Образование
Научные издания
Филиалы
Другое
#

Инженерная и компьютерная графика

О кафедре

Кафедра «Инженерная и компьютерная графика» готовит студентов технических направлений по самым передовым компьютерным программам мирового уровня. Программа нацелена на знакомство пользователей с основами инженерной и компьютерной графики, которая входит в обязательный блок дисциплин всех технических направлений университетов России.

Получая знания по 3D моделированию Вам открывается уникальная возможность с оформлением чертежей, построения сборочных соединений, работой с обширной библиотекой стандартных элементов. Преподаватели кафедры познакомят вас с полным функционалом предлагаемых программ, которые сейчас используют мировые гиганты машиностроения- Airbus SE, The Boeing Company, GM, Mercedes-Benz, BMW и многие другие мировые гиганты машиностроительного производства.

Сотрудники

Фоминов Евгений Валерьевич

Фоминов Евгений Валерьевич

доцент

Чередниченко Ольга Павловна

доцент

Дебеева Светлана Александровна

доцент

Фисунова Елена Ивановна

доцент, доцент

Лавренова Татьяна Владимировна

инженер, старший преподаватель

Гвинджилия Валерия Енвериевна

младший научный сотрудник, старший преподаватель, старший преподаватель

Кузин Геннадий Александрович

профессор

Направления подготовки

Все направления
Бакалавриат

Полезная информация

Академические контакты

Академические контакты

Кафедра ИиКГ всегда развивала тесные отношения со многими университетами России и ближнего зарубежья.

На базе ДГТУ регулярно проводятся всероссийское совещание заведующих кафедрами инженерно-графических дисциплин  технических вузов. По результатам комплексного мероприятия – совещания и конференции, выпущены два сборника, зарегистрированных в системе РИНЦ

Кафедра ИиКГ сотрудничает с ведущими производителями современного программного обеспечения для проектирования и создания трехмерных моделей в сопровождении сложных технических задач.  Особое место занимают следующие партнеры : компания АСКОН с программным продуктом Kompas 3D V18 (https://ascon.ru),  Компания Идеал PLM- официальный представитель компании Siemens с программным продуктом Siemens NX (https://ideal-plm.ru ) и компания CADFEM  с программным продуктом Ansis Mechanical (https://www.cadfem-cis.ru ). 

·  Наши академические партнеры

·  Совещание заведующих кафедр графических дисциплин технических вузов 2015


·  Совещание заведующих кафедр графических дисциплин технических вузов 2018

Международная деятельность

Международная деятельность

29 октября 2019 г. в Российском центре науки и культуры в Париже состоялся семинар-воркшоп «Российско-Французский научный диалог», организованный по инициативе Министерства науки и высшего образования Российской Федерации при поддержке Россотрудничества.

29 октября 2019 г. в Российском центре науки и культуры в Париже состоялся семинар-воркшоп «Российско-Французский научный диалог», организованный по инициативе Министерства науки и высшего образования Российской Федерации при поддержке Россотрудничества.

С российской стороны в мероприятии приняли участие заместитель директора Департамента государственной научной и научно-технической политики Минобрнауки России А.А.Семин, ряд ведущих вузов и научных институтов: НИЦ «Курчатовский институт», Донской государственный технический университет (ДГТУ), Петербургский институт ядерной физики, МФТИ, МИСиС, Объединенный институт ядерных исследований (г. Дубна), представитель Минобрнауки России, советник Посольства России во Франции К.Э.Быков и другие.

Во французскую делегацию вошли представители Минобрнауки Н.Дромель, руководитель сектора крупной научной инфраструктуры и Ф.Равель, руководитель сектора наук о материалах и химии, Национального центра научных исследований (CNRS) мадам Шанталь Кан-Малек, советник по науке Посольства Франции в России Абдо Малак, эксперты из ЦЕРНа, Европейского исследовательского ускорительного комплекса в Гренобле и ряда университетов.

Заведующего кафедрой «Инженерная и компьютерная графика» Егоров Максим Сергеевич представлял ДГТУ с докладом «Создание новых порошковых материалов для биосовместимых изделий полученных методами аддитивных технологий».

Французская сторона констатировала важность одновременной совместной работы как по двусторонним проектам, так и в рамках многосторонних европейских инициатив, концентрируясь на тех направлениях исследований, которые указаны в «Дорожной карте», подписанной соответствующими министерствами двух стран в 2018 году.

Мадам Шанталь Кан-Малек предложила сотрудничество совместно с лабораториями Национального центра научных исследований Франции.

С российской стороны организатором мероприятия выступил университет МИСиС г. Москва. В ходе переговоров было сказано, что создаваемый в Южном регионе Южный научны центр представляет большой интерес для совместного сотрудничества. Было предложено совместное сотрудничество по вопросам науки и технологи в областях сельского хозяйства и машиностроения.

Научная деятельность

Научная деятельность

Основные направления научной деятельности кафедры ИиКГ:

  • Конструкторская поддержка научной деятельности профильных кафедр, в том числе средствами САПР
  • Научно-исследовательская и кружковая работа студентов
  • Исследование и конструирование рабочих органов сельхозуборочной техники

Основой научной деятельности сотрудников кафедры являются современные проблемы внедрения компьютерной графики в конструкторское производство, в учебный процесс - в условиях динамично меняющейся ситуации. 
В соответствии с требованиями организаций области, с целью повышения уровня востребованности выпускников ДГТУ,  в основной образовательной программе  и как факультатив используются средства систем AutoCAD, SolidWork, NX, Inventor, КОМПАС. 
Сотрудниками кафедры — Соловьянюк Л.А. и Зубковым В.И. разработаны мультимедийные пособия для студентов очной и заочной форм обучения. 
Созданы презентационные практические и лекционные курсы, в разработке которых принимали участие почти все сотрудники кафедры. Эта работа ведется постоянно - поддерживается актуальность материалов учебного процесса,   соответствие с новыми образовательными программами, новыми технологическими возможностями, требованиями  предприятий, ориентированных на выпускников нашего вуза. 
Разрабатываются и внедряются в учебный процесс образовательные методики, оптимально сочетающие элементы традиционной и компьютерной      графики, чему посвящен целый ряд статей и докладов на конференциях и семинарах. 
Кафедра участвует в повышении квалификации преподавателей ДГТУ и других вузов. 
Возможно углубленное изучение  на договорной основе для  сотрудников производственных организаций таких дисциплин, как «Инженерная графика и начертательная геометрия», «Компьютерная графика» (на базе AutoCAD, SolidWork, NX, Inventor, КОМПАС), «Технический рисунок».
На кафедре бережно поддерживаются традиции, заложенные спецификой Ростовского института сельхозмашиностроения. Отрасль проектирования сельхозтехники получила большое количество грамотных инженеров — конструкторов, технологов; ученых. Многие сотрудники кафедры продолжают работу и по направлениям ранее защищенных ими диссертаций:
Г.А. Кузин: “Интенсификация процессов обмолота и сепарации в молотильных аппаратах зерноуборочных комбайнов” 
О.П. Чередниченко: “Оптимизация параметров входа подбарабанья молотильного аппарата зерноуборочного комбайна” 
В.И. Зубков:  “Исследование процесса тонкослойной сепарации грубого вороха” Л.А. Соловьянюк: “Исследование структуры и формирования защитных алюминиевых покрытий, полученных при вибрационной обработке с нагревом” Г.Г. Цорданиди: “Исследование процесса шпиндельной виброотделки с дополнительным движением шпинделя”. 
Е.И. Фисунова: “Обоснование рациональных параметров выходной зоны подбарабанья молотильного аппарата зерноуборочного комбайна”.

Новые образовательные программы

Новые образовательные программы

С 2022 года на кафедре открывается новое направление подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура по профилю: Ландшафтный дизайн.  Ландшафтный дизайнер – специалист, способный благоустроить любое открытое пространство, где должны быть зеленые насаждения. Ландшафтное искусство — это не только паркостроительства, но и формирование открытых пространств городов и других населенных мест, межселитебных пространств на основе тщательного изучения ландшафта. Освоение современных методов организации городского пространства позволит выпускникам проектировать «города-будущего» с созданием комфортной городской среды, экологически безопасной и социально-ориентированной территории, с внедрением «зелёной инфраструктуры» для благоприятных условий жизни в городах.
Учебный процесс
Программа подготовки по направлению Ландшафтная архитектура включает 240 зачетных единиц (кредитов), лекции, практические и лабораторные занятия, несколько видов практик, и рассчитана на 4 года обучения. Учебные курсы, преподаваемые в рамках образовательной программы, включают изучение комплекса базовых и профессиональных дисциплин, в том числе дисциплин по выбору студента. К преподаванию привлекаются ведущие исследователи в своих областях, специалисты-практики, представители крупных российских и иностранных ландшафтных бюро, руководители государственных структур.
Особенности профессии
Профессия ландшафтного архитектора имеет творческий характер, к которому всегда уместно добавить определенную долю рационализации. Такой специалист по сути – умелый художник, способный держать в голове разные факторы и находить то решение, которое оптимально подходит по каждому из них. Это особенно важно в больших городах с плотной застройкой территорий, где порой катастрофически не хватает зеленых зон и продуманной планировки пространства. Основной объем работ, с которым сталкивается ландшафтный архитектор, включает в себя следующее:

  1. Исследование участка, который предполагается преобразовать средствами ландшафтного дизайна. Это может быть, как исследование непосредственно рельефа, зданий, особенностей почвы, так и исследование из области истории культуры.
  2. Планировка и проектирование участка с учетом расположения всех элементов: зданий и других строительных конструкций, зеленых насаждений, газонного покрытия, декоративных элементов (беседок, искусственных водоемов, скульптур, фонтанов и т.п.), осветительных приборов.
  3. Планирование инженерного аспекта будущего благоустройства территории (речь идет об инженерных коммуникациях, ливневых канализациях, системах подвода воды к фонтанам и т.п.).
  4. Планирование биологического аспекта будущего благоустройства территории (с учетом того, какой грунт нужен каждому растению, способно ли оно пережить зиму на открытой территории, какие растения нельзя садить друг рядом с другом, как правильно располагать посадки).
  5. Планирование культурно-художественного аспекта будущего благоустройства территории. Здесь большое значение имеют требования заказчика, его представление об общей концепции оформления пространства. В случае, если выполняется реставрация какого-либо комплекса, необходимо учитывать также исторические документы.
  6. Авторское сопровождение реализации проекта, контроль качества производимых работ.
  7. Презентация проекта заказчику, устранение недостатков при их обнаружении.

Основные три области знаний, которые использует в своей работе ландшафтный архитектор – это инженерия, биология и история. Все они играют разные роли, но важны в одинаковой степени.
Практика
Практикоориентированность – является главным принципом реализации образовательной программы. В процессе обучения студенты получают не только теоретические, но и практические знания и навыки в вопросах ландшафтного проектирования, садово-паркового искусства, мониторинг состояния и учет насаждений, управления системами озелененных территорий в природных и урбанизированных ландшафтах.
Студенты активно принимают участие в различных российских и международных конференциях, форумах, фестивалях, круглых столах, конкурсах, неоднократно становясь призерами в различных профессиональных конкурсах.

Базы практик:
• Ботанический сад ЮФУ г. Ростов-на Дону
• Сочинский национальный парк;
• Никитский ботанический сад – Национальный научный центр РАН (Крым);
• Гольф-кантри клуб Дон;
• Музеи Ростова и области;
• Мастерские Ландшафтной архитектуры и дизайна Ростова;
• Университет Вагинингена (Нидерланды);
• Альпийский научный центр (Тренто, Италия);
• Проектные институты и мастерские.
Место работы
Ландшафтный дизайнер может работать в компаниях, которые, так или иначе, связаны с благоустройством территории. Это могут быть строительные и девелоперские фирмы; организации, специализирующиеся на ремонте и облагораживании пространств. Также он может работать на себя, предлагая свои услуги заказчикам, либо руководя собственной компанией.
Сколько зарабатывает Ландшафтный дизайнер?
Уровень доходов специалиста по ландшафтному дизайну очень зависит от его опыта и квалификации, от успешно реализованных проектов. Новичку, который еще не может предоставить заказчикам примеры выполненных работ, может быть довольно сложно требовать высокой оплаты своего труда. Но по мере наработки портфолио ландшафтный дизайнер может увеличивать свои зарплатные ожидания.
Карьерный рост
Начать карьеру в этой области можно в качестве помощника ландшафтного дизайнера, затем получить статус полноправного специалиста, со временем – возглавить отдел благоустройства и ландшафтного архитектора. Также можно открыть собственное дело.

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность

Кафедра участвует в образовательных программах бакалавриата. На кафедре реализуются следующие дисциплины: «Графическое моделирование», «Компьютерная графика», «Инженерная и компьютерная графика», «Компьютерное проектирование». Имеются дисциплины, которые читаются в одном семестре (в них объединены материалы по начертательной геометрии, инженерной графике вместе с компьютерным проектированием) и в двух семестрах. Кафедра ИиКГ реализует образовательную деятельность для 16 УГСН
  
Кафедра участвует в образовательных программах бакалавриата. На кафедре реализуются следующие дисциплины: «Графическое моделирование», «Компьютерная графика», «Инженерная и компьютерная графика», «Компьютерное проектирование». Имеются дисциплины, которые читаются в одном семестре (в них объединены материалы по начертательной геометрии, инженерной графике вместе с компьютерным проектированием) и в двух семестрах. Кафедра ИиКГ реализует образовательную деятельность для 16 УГСН

В качестве графического ПО на кафедре используется Компас 3D V16. Занятия с использованием Компас 3D V16 проводятся в трех компьютерных классах главного корпуса ДГТУ, а также в одном компьютерном классе в 10 корпусе ДГТУ. С осеннего семестра 2020 года обучение будет происходить на последнем ПО Компас 3D V18. Для этого проведены переговоры с представителями компании АСКОН в ЮФО. Преподаватели пройдут сертификацию по программам Компас, что позволит открыть на кафедре сертификационный центр АСКОН.

По всем дисциплинам имеется методическое обеспечение, которое размещено на сайте университета в разделе: учебные материалы кафедры.

Весенний семестр 2020 года показал о необходимости создания онлайн курсов по каждому блоку дисциплины Инженерная и компьютерная графика. Первые шаги уже сделаны и успешно опробованы.

Разрабатываются видео лекции, записываются примеры выполнения лабораторных и практических работ.

Примеры видео уроков:

https://drive.google.com/file/d/18ErCvPE3pkje3yalzmyFztM8u1vMb8ip/view

https://drive.google.com/file/d/1Ay0f5O_c9yGKPYcfpblJnv2DX7E-AV2K/view?usp=drivesdk

https://drive.google.com/file/d/1t3bcJ58KHmEMUTTeoGaY_nNwJNiUgjx1/view?usp=drivesdk

https://drive.google.com/file/d/1uJVxojmk8dhNoKIDTDy_BDwHnWJ2AYN7/view?usp=drivesdk

https://drive.google.com/file/d/13rJ-nyM1QN0sH5NEpx7tZve-NYadZ-gz/view?usp=drivesdk

На кафедре ИиКГ открыт новая современная лаборатория «Компьютерного прототипирования и реверс инжиниринга высокой сложности»», оснащенного самым современным программным обеспечением, в котором установлены современные компьютеры и самое современное программное обеспечение для трехмерного моделирования и прототипирование, а также проведения сложным математических и инженерных расчетов: Siemens NX, Kompas 3D V18, ANSIS, SolidWorks. Планируется проведение повышение квалификации сотрудников машиностроительных предприятий РО по программам дополнительного образования в области трехмерного моделирования.

На кафедре создается обучающая среда, которая позволит обучающемуся уже во время учебы в университете овладеть навыками проектной-самостоятельной работы.

С руководителями выпускающих кафедр обсуждается тематика будущих выпускных работ для обучающихся, которые поступили на 1 курс и на занятиях по инженерной графике начинается проектная деятельность, которая и является начальным звеном в подготовке обучающегося. Студент выполняет задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него. Это задание должно сопровождать его на всем пути учебы в университете.

Применение проектной деятельности в обучении значительно увеличит уровень индивидуальной и коллективной ответственности, потребует от студентов высокой степени самостоятельности и координации своих действий.

Российские компании, которые использую в своих конструкторских и проектных бюро программы по 3D моделированию и прототипированию высокой сложности.

ОБЗОР ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО 3D МОДЕЛИРОВАНИЮ

 1.     NX от Siemens — это гибкое и мощное интегрированное решение, которое поможет вам быстрее и эффективнее выводить на рынок новые изделия. NX — это следующее поколение решений для проектирования, численного моделирования и производства, которые позволяют компаниям максимально использовать потенциал цифровых двойников.

NX поддерживает все стадии разработки изделий: от создания концепта и проектирования до изготовления. Этот набор инструментов позволяет согласовать работу в разных дисциплинах, обеспечить целостность данных, сохранить проектный замысел и оптимизировать весь рабочий процесс.

Самое мощное, гибкое и инновационное в отрасли решение для разработки продуктов, NX обладает всеми необходимыми функциями и достаточной производительностью, чтобы позволить вам выводить продукты на рынок быстрее, чем когда-либо.

С NX для проектирования вы выводите продукт на рынок "с первой попытки", поскольку решение позволяет создавать много виртуальных моделей и минимальное количество дорогих физических прототипов. Таким образом повышается качество изделий и сокращаются сроки выхода на рынок и затраты на разработку.

https://www.plm.automation.siemens.com/global/ru/

В ДГТУ совместно с компанией Сименс создан специализированный класс реверс-инжиниринга и прототипирования высокой сложности. Установлено лицензионное программное обеспечение с полной поддержкой всех необходимых наборов для проектирования.

2.  КОМПАС-3D — это российская система трехмерного проектирования, ставшая стандартом для тысяч предприятий и десятков тысяч профессиональных пользователей.

КОМПАС-3D широко используется для проектирования изделий основного и вспомогательного производств в таких отраслях промышленности, как машиностроение (транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое, нефтегазовое, химическое и т.д.), приборостроение, авиастроение, судостроение, станкостроение, вагоностроение, металлургия, промышленное и гражданское строительство, товары народного потребления и т. д.

Актуальная версия: КОМПАС-3D v19


 3. AutoCAD® — это программное обеспечение автоматизированного проектирования (САПР), с помощью которого архитекторы, инженеры и строители создают точные 2D- и 3D-чертежи.

·        Разработка, проектирование и аннотирование 2D-геометрии и 3D-моделей с помощью тел, поверхностей и объектов-сеток

·        Автоматизация таких задач, как сравнение чертежей, добавление блоков, создание спецификаций и т. д.

·        Адаптация с помощью надстроек и API

Самая популярная 2-х и 3-х мерная система автоматизированного проектирования и черчения. Данная система настолько универсальна, что используется повсеместно. Знание AutoCAD является первостепенным требованием для определения профпригодности проектировщика. Первоначально AutoCAD создавалась как система автоматизированного проектирования, предназначенная для двухмерных чертежей. Разработка этой системы ведется с 1982 года. За это время были созданы тысячи дополнений и специализированные решения от сторонних фирм и самой компании Autodesk. На данный момент в мире насчитывается около 6 млн пользователей AutoCAD. 

Комплексный подход разработчиков к решению задач позволяет использовать ПО в ряде отраслей:

·  Архитектурное моделирование.

·  Строительство.

·  Электротехника.

·  Машиностроение.

Дистрибутив переведен на 18 языков. Благодаря этому не возникает вопроса, как сделать чертежи в AutoCAD при реализации международных проектов. Глубина проработки интерфейса в отдельных версиях может быть разной. Приложение получило широкое распространение в России. Чтобы пользователи могли максимально полно внедрить возможности продукта, на русский язык переведена как структура меню, так и вся сопроводительная документация.