Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

Образование
Научные издания
Филиалы
Другое

ДГТУ cегодня

Донской государственный технический университет – важнейший инновационный и социокультурный центр Ростовской области, который ведет свою историю с 1930 года.

В своей стратегии ДГТУ традиционно опирается на внимательное изучение ключевых трендов в российской экономике и образовании. Это дает возможность оперативно реагировать на изменения реальности и отвечать вызовам времени.

За более чем 90-летнюю историю вуз трансформировался из сельскохозяйственного института в один из крупнейших в регионе многопрофильных университетов.

На сегодняшний день в ДГТУ более 45 тысяч обучающихся. В структуру вуза входят гимназия, лицей, кадетский корпус, колледжи. Филиалы вуза расположены в Ростовской области и Ставропольском крае.

В провинции Шаньдун Китайской Народной Республики работает совместная образовательная площадка Донского государственного технического университета и Шаньдунского транспортного университета – Донской институт ШТУ-ДГТУ.

ДГТУ и Международный университет туризма «Шелковый путь» подписали меморандум о создании Узбекско-Российского центра развития компетенций в сфере туризма, культуры и спорта в Самарканде и Ростове-на-Дону. 

ДГТУ – победитель правительственной программы Приоритет 2030, направленной на поддержку и развитие вузов. Университет фокусируется на обеспечении научно-технологического лидерства региона в новом АПК, зеленой урбанистике и здоровьесбережении на основе прорывных исследований и подготовке высококлассных инженеров.

История

1930
1933
1940
1941
1944
1957
1959
1962
1964 
1976
1987
1991
1992
2007
2020

Создание Северо-Кавказского института сельскохозяйственного машиностроения 

Для активного роста промышленности в стране, открытия новых заводов требовалось большое количество квалифицированных работников, особенно технологов и инженеров. На Дон прибыла правительственная комиссия, которая приняла решение реорганизовать Донской политехнический институт (ДПИ), образовав несколько самостоятельных вузов. 14 мая 1930 года был издан приказ о создании на базе механического факультета ДПИ Северо-Кавказского института сельскохозяйственного машиностроения, единственного в России вуза, ведущего подготовку кадров для отрасли. Директором института был назначен Лев Суница.

Создание Северо-Кавказского института сельскохозяйственного машиностроения 

С механического факультета Донского политехнического института в новый вуз перешли две профилирующие кафедры: «Сельскохозяйственные машины» и «Технология металлов». В свое первое десятилетие институт неоднократно переименовывался. Названия он менял в основном в связи с территориально-административными изменениями на Северном Кавказе. Несмотря на изменение названий института, направление его деятельности оставалось практически неизменным.

Первые преподаватели и факультеты

Их было всего 12 – первых вузовских преподавателей, приступивших к учебному процессу в Северо-Кавказском институте сельскохозяйственного машиностроения. Часть преподавателей перешли из Донского политехнического пришли, некоторые – из других вузов. Впоследствии преподавательский состав пополнился инженерами завода «Ростсельмаш» и первыми выпускниками.  Многие выпускники института, инженеры заводов «Ростсельмаш» и «Красный Аксай» совмещали работу с преподаванием, вели курсовое и дипломное проектирование, производственную практику.  К концу 1933 года были созданы и укомплектованы научно-педагогическими работниками 18 кафедр.

Первые преподаватели и факультеты

В связи с ростом института, расширением и укреплением его материальной базы, по инициативе директора института П.Б. Глущенко и секретаря партийного бюро института Л.А. Донецкого в начале 1934 года были образованы три факультета: механический, общетехнический и вечерний. Создание факультетов стало большим событием, позволившим оптимизировать учебный процесс, организовать воспитательную работу, активизировать научно-исследовательскую деятельность. В 1934 году в связи с образованием Азово-Черноморского края вуз некоторое время назывался Азово-Черноморский институт сельскохозяйственного машиностроения (АЧИСХМ), в 1935 году стал называться Ростовский-на-Дону институт сельскохозяйственного машиностроения (РИСХМ), в 1938 году он был переименован в Ростовский машиностроительный институт (РМИ). Это название он носил до 1947 года.

Первый юбилей и первые итоги

За первое десятилетие институт из небольшого, насчитывающего всего 342 студента, не имеющего материальной базы, превратился в достаточно крупный вуз на Юге России, где обучалась тысяча человек. Укрепилась материальная база института, открылись новые лаборатории: гидроприводов, рентгенографическая, электросварочная, трения и износа, лаборатория по исследованию процессов холодной штамповки.  Штат вуза увеличился с 12 до 81 научно-педагогического работника, 37 человек – с учеными степенями и званиями. За первое десятилетие были созданы 21 кафедра, 17 лабораторий и 14 кабинетов, оснащенных новым оборудованием и приборами. В институте развернулась научная работа, результаты исследований внедрялись в производство. К десятилетнему юбилею вышел первый сборник научных трудов. Главной задачей коллектива было повышение качества подготовки специалистов. По итогам летней экзаменационной сессии 1939-1940 учебного года средний балл по вузу составил 4,18!

Первый юбилей и первые итоги

Институт готовил одновременно инженеров-механиков и командиров Красной Армии. Студенты на первых трех курсах проходили высшую вневойсковую подготовку по артиллерии. К началу Великой Отечественной войны институт подготовил более 700 командиров артиллерии для Красной Армии. За десять лет институт накопил опыт по подготовке специалистов, выпустив более тысячи инженеров. Многие воспитанники вуза возглавили крупные предприятия страны, стали преподавателями в вузах, руководителями министерств.

Эвакуация 

В 1941 году значительную часть четверокурсников мобилизовали и направили в артиллерийскую академию имени Ф.Э. Дзержинского. В ряды Красной Армии были призваны и некоторые руководители института. Оставшиеся студенты, сотрудники и преподаватели работали на строительстве оборонительных сооружений, готовились защищать свой город.  В ноябре 1941 года институт вместе с заводом «Ростсельмаш» эвакуировали в Ташкент, где небольшой коллектив приступил к работе на эвакуированном заводе. Часть преподавательского коллектива и студентов продолжали работать в Ростове. Город подвергался постоянным налетам вражеской авиации, артиллерийским обстрелам. Здания института были полностью разрушены. Начался второй этап эвакуации вуза. В Ташкент приехали остальные сотрудники института.

Эвакуация 

В сентябре 1942 года деятельность института возобновилась. Учебные планы и программы пересмотрели, сроки обучения сократили, чтобы быстрее обеспечить специалистами различные отрасли народного хозяйства и, прежде всего, промышленность. Своих учебных площадей у вуза не было, поэтому лекционными аудиториями стали технический отдел инструментального цеха завода и «красный уголок» механического цеха, лабораторные занятия проводились в цехах предприятия. В мае 1943 года был объявлен первый в военные годы прием в институт, создана приемная комиссия. В августе на первый курс дневного отделения были зачислены 6 групп студентов.

Восстановление после войны

Руководству института пришлось все создавать заново: собирать коллектив, формировать новый состав преподавателей, сотрудников, студентов, восстанавливать и строить здания. Институту помог «Ростсельмаш». Правительство поручило руководству завода менее, чем за 3 месяца, восстановить павильон сельскохозяйственных машин, принять участие в комплектовании оборудованием лабораторий, кабинетов и мастерских. В это же время идет строительство заводов тракторных и сельскохозяйственных машин. В план капитального строительства этих предприятий включили и возведение учебно-лабораторных корпусов, общежитий для студентов и жилых домов для преподавателей и сотрудников.

Восстановление после войны

В 1946 году было создано Министерство высшего образования СССР, и Ростовский-на-Дону машиностроительный институт передан в его ведение. В 1947 году институт вновь на долгие годы стал Ростовским-на-Дону институтом сельскохозяйственного машиностроения – РИСХМом. 22 марта 1949 года в торце Ворошиловского проспекта, где раньше находились складские помещения, огороды и начиналась Александровская роща, собрался коллектив института, чтобы присутствовать при закладке первого камня в фундамент будущего главного корпуса. Строили вуз все: преподаватели, студенты, рабочие и служащие.  Восстанавливался старый фонд, лаборатории и кабинеты. Многие кафедры сами конструировали и изготавливали лабораторные установки. Значительную роль в оснащении вузовских лабораторий имело создание в 1945 году учебно-производственных мастерских.

Больше студентов и науки 

С 1957 года РИСХМ начал подготовку специалистов по трем новым специальностям: «Приборы точной механики», «Автоматические и телемеханические приборы и устройства», «Машины и технология литейного производства». Были организованы три новые профилирующие кафедры, создан факультет «Приборостроение», из факультета сельхозмашин выделился самостоятельный факультет «Технология машиностроения». Был организован заочный факультет со всеми вузовскими специальностями.  Число студентов в 1957 году составило 2560 человек. Изменилась структура управления институтом: вместо одного заместителя директора появился проректор по учебной работе и проректор по научной работе. Это благоприятно сказалось и на образовательной, и на научной деятельности.

Больше студентов и науки 

В 1955 году преимущество при поступлении получили абитуриенты, имеющие производственный стаж после окончания средней школы, и войны, демобилизованные из Советской Армии.  В те годы в институте практиковались разные формы обучения: на дневных факультетах – с отрывом от производства для студентов со стажем. И другая – без отрыва от производства на первых курсах для студентов, не имеющих стажа. Последние работали на предприятии полный рабочий день и учились вечером 4 раза в неделю. За два года они получали специальность и после этого уже продолжали обучение с отрывом от производства. Срок обучения для студентов без стажа составлял 6 лет. На вечернем и заочном факультетах обучение велось без отрыва от производства.

Организация заводов-втузов

Наличие в Ростове института сельскохозяйственного машиностроения и крупнейшего в СССР завода «Ростсельмаш» создавали благоприятные условия для организации завода-втуза.  30 декабря 1959 года Совет Министров СССР организовал первые в стране пять заводов-втузов, в том числе при Ростовском заводе сельхозмашиностроения как филиал Ростовского-на-Дону института сельскохозяйственного машиностроения. Он был создан для подготовки инженеров из числа рабочих этого завода и других, близких его профилю предприятий. Первый набор в Ростовский завод-втуз составил 200 человек рабочих завода «Ростсельмаш». 

Организация заводов-втузов

Бурное развитие сельского хозяйства, оснащение его передовой сельскохозяйственной техникой и, в особенности широкое внедрение машин в животноводство, потребовало подготовки специалистов по созданию техники для животноводческих хозяйств.  По инициативе института с 1963 года в учебном плане специальности «Сельскохозяйственные машины» были введены две специализации: инженеры по сельскохозяйственным машинам по полеводству, инженеры по сельскохозяйственным машинам для животноводческих хозяйств. Были образованы две профилирующие кафедры – кафедра сельхозмашин по полеводству и кафедра сельскохозяйственных машин для животноводческих хозяйств.

Новое расписание и учебные планы

Объем обязательных учебных занятий по расписанию доходил до 40-42 часов в неделю. В институте работали над уменьшением обязательной учебной нагрузки студентов за счет устранения дублирования, более рационального планирования времени лабораторных работ, выполнения курсовых проектов в научных студенческих кружках, обучения некоторой части студентов по индивидуальным планам. В 1962 году Советом института в порядке опыта был введен в учебные расписания шестидесятиминутный час занятий вместо двух занятий по 45 минут. Построенное таким образом расписание в 1962-1963 учебном году позволило снизить обязательную дневную нагрузку студентов по расписанию. 

Новое расписание и учебные планы

Все это создало более благоприятные условия для самостоятельной работы студентов, но потребовало большой методической и организационной работы кафедр и преподавателей. Опыт РИСХМа по проведению занятий с изменением продолжительности учебного часа был успешно использован Ростовским государственным университетом. Большую помощь студентам в их самостоятельной работе оказывали разработанные многими кафедрами отдельные лекции и учебно-методические пособия, списки рекомендуемой литературы, программы. В эти годы учеными института были изданы учебные пособия, по которым велась подготовка в машиностроительных вузах. 

В два раза больше студентов

К 1964 году значительно увеличилось число студентов вечернего факультета – здесь обучалось 1800 человек по семи специальностям. Для удобства управления вечерний факультет был разделен на два: вечерний факультет сельхозмашин с четырьмя специальностями: «Сельхозмашины», «Металлорежущие станки и инструменты», «Приборы точной механики», «Автоматизация производственных процессов» и вечерний факультет горячей обработки металлов с тремя специальностями: «Машины и технология обработки металлов давлением», «Машины и технология литейного производства», «Оборудование и технология сварочного производства». За вторую послевоенную десятилетку (1956-1965 годы) институт выпустил 5366 инженеров. Это почти в два раза больше, чем за предыдущие 25 лет.

Новые технологии и направления 

Ведущие направления в этот период - разработка научных основ для создания органов сельскохозяйственных машин и автоматических устройств сельскохозяйственного производства. Благодаря исследованиям вуза были созданы новые зерновые комбайны: «Нива» и «Колос», картофелеуборочных комбайн, а также агрегат для почвообработки и культивации. Разработаны основы расчета рамных и каркасных конструкций сельскохозяйственных машин, за счет этого возросла прочность и снизилась металлоемкость сельхозмашин. Группа ученых института создала жатку для скашивания риса и полеглых зерновых культур, было запущено серийное производство этого устройства.

Ведущие направления в этот период - разработка научных основ для создания органов сельскохозяйственных машин и автоматических устройств сельскохозяйственного производства. Благодаря исследованиям вуза были созданы новые зерновые комбайны: «Нива» и «Колос», картофелеуборочных комбайн, а также агрегат для почвообработки и культивации. Разработаны основы расчета рамных и каркасных конструкций сельскохозяйственных машин, за счет этого возросла прочность и снизилась металлоемкость сельхозмашин. Группа ученых института создала жатку для скашивания риса и полеглых зерновых культур, было запущено серийное производство этого устройства. Сотрудники вуза впервые в стране начали исследования для создания комплекса оборудования для индустриальной заготовки кормов с получением пищевого белка из зеленой массы. Был запущен макетный цех по приготовлению сока, пасты, муки, гранул концентрированных зеленых кормов.  Ученые института впервые разработали технологическое оборудование, которое внедрили в хозяйствах Ленинградской области. Так появилась технологическая линия по измельчению малоценного древесно-кустарникового сырья для получения кондиционной щепы для ее гидролиза в кормовой сахар, силоса из веточного корма и гранул древесной муки. Научные сотрудники вуза разработали рентгенографический метод оценки качества работы посевных семян.  В конкурсе на лучшую научно-исследовательскую работу к 50-летию завода «Ростсельмаш» РИСХМ получил первое место и был награжден Почетной грамотой Обкома КПСС и областного НТО «Машпром».

Новые специальности

РИСХМ из отраслевого вуза, ориентированного на сельхозмашиностроение, превращался в многопрофильный технический институт. Требования научно-технического прогресса диктовали появление новых специальностей. В 1987 году на только что организованной на факультете «Технология машиностроения» кафедре «Робототехника и мехатроника» была открыта специальность «Робототехнические системы и комплексы». Стремительное оснащение машиностроения компьютерной техникой подвигло к появлению на кафедре «Прикладная математика» специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» (факультет «Приборостроение»). Заявка института на новый, более высокий статус университета потребовала гуманитаризации учебного процесса. В 1989 году был организован гуманитарный факультет, объединивший кафедры общественных наук, иностранных языков, физвоспитания, охраны труда и окружающей среды.

Выход за рамки сельскохозяйственной специализации

В 1991 году в РИСХМе начался прием на две выходящие за рамки сельхозмашиностроения специальности: на факультете «Сельскохозяйственные машины» – «Машины и аппараты пищевых производств», на вечернем факультете – «Организация и управление производством». Вуз приступает к формированию системы непрерывного образования. Первым шагом стало открытие специализированной средней школы № 108, преобразованной в 1991 году в Технический лицей при РИСХМе. Октябрь 1991 года стал для вуза временем реорганизации его традиционных факультетов. Факультет «Сельскохозяйственные машины» был преобразован в «Конструкторский», поскольку вел подготовку не только по специальностям сельхозмашиностроения. Факультеты «Сварочное производство» и «Горячая обработка металлов» вошли в состав факультета «Технология машиностроения».

В 1991 году в РИСХМе начался прием на две выходящие за рамки сельхозмашиностроения специальности: на факультете «Сельскохозяйственные машины» – «Машины и аппараты пищевых производств», на вечернем факультете – «Организация и управление производством». Вуз приступает к формированию системы непрерывного образования. Первым шагом стало открытие специализированной средней школы № 108, преобразованной в 1991 году в Технический лицей при РИСХМе. Октябрь 1991 года стал для вуза временем реорганизации его традиционных факультетов. Факультет «Сельскохозяйственные машины» был преобразован в «Конструкторский», поскольку вел подготовку не только по специальностям сельхозмашиностроения. Факультеты «Сварочное производство» и «Горячая обработка металлов» вошли в состав факультета «Технология машиностроения». Факультет «Приборостроение», ориентированный на автоматизацию и информационные технологии, был преобразован в факультет «Автоматизация и информатика». В августе 1991 года организована кафедра «Культурология», в 1993 – культурный центр.  С 1956 по 1991 год существенно изменилась структура института, выросло число специальностей, и тенденция к их расширению сохранялась. В образовательном, воспитательном процессе усилилась гуманитарная компонента.

Образовательная модель ДГТУ

1992 год - одна из наиболее значимых дат в истории вуза. 24 декабря 1992 года Ростовский-на-Дону Ордена Трудового Красного знамени институт сельскохозяйственного машиностроения был переименован в Донской государственный технический университет. Это стало логическим завершением проводимой долгие годы работы и констатацией факта: ДГТУ — многопрофильное высшее техническое учебное заведение. В переходное для российского образования время вуз возглавил его выпускник, доктор технических наук, профессор Анатолий Рыжкин. Он был активным общественным деятелем. Возглавлял Совет ректоров вузов Ростовской области, входил в профильные комиссии при Президенте, активно работал в Правлении Союза ректоров вузов России.

1992 год - одна из наиболее значимых дат в истории вуза. 24 декабря 1992 года Ростовский-на-Дону Ордена Трудового Красного знамени институт сельскохозяйственного машиностроения был переименован в Донской государственный технический университет. Это стало логическим завершением проводимой долгие годы работы и констатацией факта: ДГТУ — многопрофильное высшее техническое учебное заведение. В переходное для российского образования время вуз возглавил его выпускник, доктор технических наук, профессор Анатолий Рыжкин. Он был активным общественным деятелем. Возглавлял Совет ректоров вузов Ростовской области, входил в профильные комиссии при Президенте, активно работал в Правлении Союза ректоров вузов России. Ректор ДГТУ многого достиг как ученый, имя которого известно не только в стране, но и за рубежом. Как авторитетный ученый в области трения и износа, он опубликовал около 400 научных работ, в том числе учебники и учебные пособия с грифом Минобразования РФ. Анатолий Рыжкин – заслуженный деятель науки и техники РФ, почетный работник высшей школы. В 2003 году профессору Рыжкину вместе с научным коллективом была присуждена премия Президента России в области образования за цикл трудов для технических высших учебных заведений «Научное учебно-методическое и организационное обеспечение подготовки инженерных и научных кадров в области триботехники (трения, износа и смазки)». Вместе с Анатолием Рыжкиным в качестве проректора работал и нынешний ректор – Бесарион Месхи. Как ректор он был инициатором преобразования РИСХМа в Донской государственный технический университет. Для вуза открывались новые перспективы.

Укрупнение университета

В 2007 году на должность ректора был избран доктор технических наук, профессор Бесарион Месхи, который возглавляет университет и сейчас. Следующие 10 лет были для ДГТУ периодом активного роста. В 2008 году университет объединили с Ростовской государственной академией сельскохозяйственного машиностроения, она получила новое название – Институт энергетики и машиностроения ДГТУ (ИЭМ ДГТУ). В 2012 году к ДГТУ был присоединен Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса вместе со своими филиалами, в 2015 году – Ростовский государственный строительный университет. В 2016 году ДГТУ получил статус опорного университета Ростовской области.

45 тысяч студентов и 200 направлений

Сегодня Донской государственный технический университет — крупнейший на юге России, динамично-развивающийся научно-образовательный комплекс. За годы существования университет выпустил больше 100 тысяч специалистов. В ДГТУ обучается более 45 тысяч студентов. В университете реализуется более 200 направлений подготовки бакалавриата, специалитета и магистратуры, из них 70 % — это технический и инженерный профили.  В вузе работают 3 совета по защите докторских диссертаций, ведется научно-исследовательская работа по 42 направлениям.

Сегодня Донской государственный технический университет — крупнейший на юге России, динамично-развивающийся научно-образовательный комплекс. За годы существования университет выпустил больше 100 тысяч специалистов. В ДГТУ обучается более 45 тысяч студентов. В университете реализуется более 200 направлений подготовки бакалавриата, специалитета и магистратуры, из них 70 % — это технический и инженерный профили.  В вузе работают 3 совета по защите докторских диссертаций, ведется научно-исследовательская работа по 42 направлениям. Инновация ДГТУ в образовании — создание корпоративных кафедр с ведущими предприятиями области, среди которых ОАО «Роствертол», ООО ПК «НЭВЗ», ЗАО «Медиагруппа Южный регион», ФГУ «Ростовский центр стандартизации и метрологии», Южный научный центр РАН. ДГТУ — один из крупнейших в России центров по подготовке иностранных граждан для обучения в вузах страны.  Университетский комплекс обладает развитой инфраструктурой: 20 учебных корпусов, 8 общежитий, санаторий-профилакторий, физкультурно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном, легкоатлетический манеж, конгресс-холл, храм святой мученицы Татианы, универсальная площадка с искусственным покрытием, студенческий оздоровительно-спортивный комплекс, две базы отдыха и многое другое. В 2021 году ДГТУ прошел конкурсный отбор и стал участников крупнейшей правительственной программы «Приоритет 2030».

ДГТУ – координатор Научно-образовательного центра Юга России. НОЦ объединил Ростовскую и Волгоградскую области, Краснодарский край, и занимается формированием новой продовольственной системы по принципам устойчивого развития (экология, социальное развитие, корпоративное управление), установленным ООН.

На сегодняшний день у ДГТУ более 1 000 стратегических партнёров. Вуз активно взаимодействует с российскими и международными компаниями, государственными органами власти различных уровней, образовательными учреждениями, научно-исследовательскими институтами.

ДГТУ реализует проект Министерства науки и высшего образования РФ «Передовые инженерные школы». ДГТУ и Ростсельмаш создали структурное подразделение – Институт перспективного машиностроения «Ростсельмаш». Уникальный целевой ориентир проекта – подготовка инженерных команд, нацеленных на решение комплексных технологических задач.

В ДГТУ проходит масштабная модернизация кампуса: строятся новые учебные корпуса, общежития, спортивные объекты, производится ремонт и модификация учебных аудиторий и научных лабораторий.

При поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и правительства Ростовской области первые 5 объектов введены в эксплуатацию: общежитие, Конгресс-холл, физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном, два учебных корпуса.

В 2020 году в ДГТУ открылось крупнейшее в Ростовской области 23-этажное студенческое общежитие. В трехместных квартирах-студиях проживают 949 человек. В декабре 2021 ДГТУ приступил к строительству двух новых 26-этажных общежитий.

Введен в эксплуатацию новый учебный корпус на территории научно-производственного комплекса ДГТУ «Наука», а также конноспортивный манеж в поселке Рассвет. Объект был построен за счет средств правительства Ростовской области.

Фильм о ДГТУ