Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

Образование
Научные издания
Филиалы
Другое

Университет

Донской государственный технический университет — важнейший инновационный и социокультурный центр Ростовской области, который ведет свою историю с 1930 года.

 В своей стратегии ДГТУ традиционно опирается на внимательное изучение ключевых трендов в российской экономике и образовании. Это дает возможность оперативно реагировать на изменения реальности и отвечать вызовам времени.

Подробнее
#

47К+

обучающихся

250+

направлений подготовки

17294 кв. м

площадь кампуса

5

филиалов

4289

выпускников в 2023 г.

1125

выпускников с красными дипломами в 2023 г.

#
#
Наша миссия
Мы создаем кадровый, научно-технический капитал и прорывные технологии, обеспечивающие
устойчивое инновационное и опережающее социально-
экономическое развитие Юга России
на основе интернационализации и интеграции образования, науки и производства.

Структура

Институты и факультеты
Филиалы
Гимназия и лицей
Колледжи
Кадетский корпус
Авиастроение

Авиастроение

Факультет создан в 2013 году с целью обеспечения реального сектора экономики кадрами в области разработки технологических процессов производства воздушных судов, ремонта и обслуживания авиационной техники, обеспечения работоспособности холодильных и криогенных систем, систем кондиционирования и вентиляции, а также разработки конструкторско-технологической документации наземных машин для аэродромов.

Автоматизация, мехатроника и управление

Автоматизация, мехатроника и управление

Факультет ведет подготовку студентов по широкому спектру направлений машиностроительного профиля для предприятий промышленного комплекса, использующих автоматизированные, мехатронные, робототехнические, гидравлические, светотехнические и электромеханические системы.

Агропромышленный

Агропромышленный

Факультет «Агропромышленный» ДГТУ готовит квалифицированных специалистов для агропромышленного комплекса. Подразделение реализует передовые направления подготовки в области инжиниринга, сельскохозяйственного машиностроения и аквакультур.

Безопасность жизнедеятельности и инженерная экология

Безопасность жизнедеятельности и инженерная экология

Факультет предлагает учащимся широкий спектр специальностей, востребованных производством, бизнесом, органами административного управления.

Биоинженерия и ветеринарная медицина

Биоинженерия и ветеринарная медицина

Факультет «Биоинженерия и ветеринарная медицина» проводит подготовку кадров различных направлений и полностью опирается на требования работодателей и текущего рынка. С первого курса обучения студенты получают возможность овладеть профессиональными компетенциями, а выпускники факультета составляют контингент конкурентоспособных специалистов.

Дорожно-транспортный

Дорожно-транспортный

Созданный в 1944 году, Дорожно-транспортный факультет ведет подготовку высококвалифицированных специалистов в области: проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, мостов, тоннелей и других сооружений на дорогах, организации перевозок и управления на автомобильном транспорте, безопасности дорожного движения, интеллектуальных транспортных систем и транспортной логистики, прикладной геодезии и прочим.

Инженерно-строительный

Инженерно-строительный

Факультет – это более 120 преподавателей, лабораторная база из 14 специализированных учебных и научно-исследовательских лабораторий, «Учебная пожарная часть», учебный центр для подготовки рабочих профессий, студенческая экологическая служба, практическая подготовка на 7 базовых кафедрах на производственных предприятиях РО.

Инновационный бизнес и менеджмент

Инновационный бизнес и менеджмент

В основу подготовки специалистов положены экономические, финансовые, организационно-управленческие дисциплины, что дает возможность будущим специалистам, прошедшим подготовку в нашем университете, осуществлять деятельность в сфере управления и бизнеса в различных организационных подразделениях различных форм собственности.

Институт опережающей технологии «Школа Икс»

Институт опережающей технологии «Школа Икс»

Обучение в институте базируется на проектной деятельности в составе команд, а успех опирается на умение самоорганизовываться и анализировать траекторию личностного развития. Студенты помимо основной образовательной программы самостоятельно выбирают дополнительные направления обучения.

Институт сквозных технологий «Т-университет»

Институт сквозных технологий «Т-университет»

«Т—университет» — образовательное пространство Института сквозных технологий ДГТУ, основанное на принципах индивидуальных образовательных траекторий и реализующее 15 образовательных программ, разработанных с учетом главных технологических трендов. Это делает выпускников Т—университета специалистами, востребованными в индустрии в долгосрочной перспективе.

Институт физической культуры и спорта

Институт физической культуры и спорта

Основным направлением деятельности Института физической культуры и спорта ДГТУ является обеспечение подготовки специалистов в области физической культуры и спорта на основе интеграции образовательной и научной деятельности.

Информатика и вычислительная техника

Информатика и вычислительная техника

Факультет образован в 2008 году. В настоящее время включает 8 кафедр. На факультете работают более 170 сотрудников, в том числе 12 докторов наук и 51 кандидат наук.

Кораблестроение и морская техника

Кораблестроение и морская техника

На факультете функционируют шесть специализированных лабораторий, мультимедийные аудитории, студенты работают с лабораторными стендами, измерительным оборудованием и т. д.

Медиакоммуникации и мультимедийные технологии

Медиакоммуникации и мультимедийные технологии

Факультет «Медиакоммуникации и мультимедийные технологии» ДГТУ основан 16 марта 2012 г. на базе кафедры «Массовые коммуникации и мультимедийные технологии», которая была учреждена Университетом совместно с Группой компаний «Южный Регион» 30 ноября 2010 г. как пример успешного взаимодействия бизнеса и образования.

Международный

Международный

Более 45 лет факультет осуществляет подготовку иностранных граждан с целью последующего успешного продолжения обучения на факультетах ДГТУ и в других университетах России. За это время более 6000 иностранных граждан прошли обучение по дополнительным общеобразовательным программам, обеспечивающим подготовку к профессиональным программам на русском языке.

Прикладная лингвистика

Прикладная лингвистика

Мы созданы для того, чтобы развивать языковую грамотность и совершенствовать коммуникативную компетенцию, открывать путь к достижению взаимопонимания между людьми разных культур.

Промышленное и гражданское строительство

Промышленное и гражданское строительство

Профессия строителя во все времена была и остается востребованной. По окончании ВУЗа Вы сможете работать на любых предприятиях и организациях строительной отрасли. Более чем семидесятилетняя история факультета подтверждает высокий уровень образования, получаемый по указанной специальности.

Психология, педагогика и дефектология

Психология, педагогика и дефектология

Факультет «Психология, педагогика и дефектология» был создан в 2016 году. Подготовка студентов ведется направлениям «Психологические науки» и «Образование и педагогические науки».

Сервис и туризм

Сервис и туризм

Факультет «Сервис и туризм» является преемником факультета «Право, сервис и туризм» в соответствии с переименованием согласно приказу ректора университета от 29 декабря 2016 года № 307.

Социально-гуманитарный

Социально-гуманитарный

Перешагнув порог факультета, Вы сразу почувствуете, что попали в особый мир, где во главе стоят знания и творчество, поэтому умным и заинтересованным учиться у нас будет не очень сложно и очень интересно. Особенностью обучения на нашем факультете является не только получение новых знаний, но и новое знакомство с собой, собственное развитие.

Технология машиностроения

Технология машиностроения

Если ты видишь технически совершенное устройство и хочешь узнать, как оно создано, как работает, хочешь научиться им управлять, создавать такие же или лучше, то тогда поступай к нам на факультет «Технология машиностроения». У нас ты узнаешь, как можно создать производство любых сложных и технических устройств.

Транспорт, сервис и эксплуатация

Транспорт, сервис и эксплуатация

Факультет «Транспорт, сервис и эксплуатация» готовит специалистов, в том числе высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру по транспортным системам в области автомобилестроения и подъемно-транспортному оборудованию.

Школа архитектуры, дизайна и искусств

Школа архитектуры, дизайна и искусств

Факультет «Школа архитектуры, дизайна и искусств» готовит бакалавров и магистров по направлениям «Архитектура», «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия», «Градостроительство», «Дизайн архитектурной среды», «Строительство» (профиль «Проектирование зданий»), аспирантов.

Энергетика и нефтегазопромышленность

Энергетика и нефтегазопромышленность

Факультет «Энергетика и нефтегазопромышленность» на сегодняшний день является одним из самых востребованных в университете. Факультет был создан путем реорганизации факультетов «Энергетика и системы коммуникации» и «Нефтегазопромышленный» .

Юридический

Юридический

Факультет придает огромное значение качеству предоставления образовательных услуг. В этой связи регулярно проводится мониторинг уровня удовлетворенности потребителей, анализируются их запросы и предпринимаются соответствующие действия для улучшения образовательного процесса. Благодаря этому феномену уровень успеваемости на факультете неуклонно растет.

Институт перспективного машиностроения «Ростсельмаш»‎

Институт перспективного машиностроения «Ростсельмаш»‎

Цель передовой инженерной школы ДГТУ, создаваемой в партнерстве с компанией «Ростсельмаш», — подготовка инженерных команд, способных создавать интеллектуальную кастомизированную технику для обеспечения продовольственной безопасности и конкурентоспособности продукции АПК России на мировом уровне.

«Донской государственный технический университет»  Технологический институт (филиал) ДГТУ в г. Азове

«Донской государственный технический университет» Технологический институт (филиал) ДГТУ в г. Азове

Филиал был создан приказом Минобразования России от 31.03.1998 № 841, реорганизацией Азовского политехнического техникума путем присоединения к Университету в качестве структурного подразделения (на правах филиала) — Азовского политехнического колледжа «Донского государственного технического университета».

Политехнический институт (филиал) ДГТУ в г. Таганроге

Политехнический институт (филиал) ДГТУ в г. Таганроге

Это многопрофильный ВУЗ, который ведет подготовку квалифицированных кадров для российских предприятий по семи образовательным программам.

Институт технологий (филиал) в г. Волгодонске

Институт технологий (филиал) в г. Волгодонске

Институт технологий (филиал) Донского государственного технического университета ведет подготовку специалистов в области информационных технологий, сервиса, туризма, педагогики и по ряду других социально-гуманитарных направлений.

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в г. Шахты

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в г. Шахты

Институт сферы обслуживания и предпринимательства является самым большим по численности обучающихся филиалом Донского государственного технического университета. В структуру ИСОиП (филиала) ДГТУ в г. Шахты входят физико-математическая школа с универсальным и гуманитарным классами, колледж экономики и сервиса, три факультета программ высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура), академия абитуриентов, детский университет, издательский центр, общежития и другие подразделения.

Технологический институт сервиса (филиал)

Технологический институт сервиса (филиал) "ДГТУ" в г. Ставрополь

ТИС сегодня — это престижные инженерные, экономические направления подготовки бакалавров, а также направления подготовки магистров, за которыми будущее российской экономики;

Гимназия ДГТУ

Гимназия ДГТУ

Гимназия ДГТУ организует учебную деятельность учащихся уровня среднего общего образования и уровня основного общего в соответствии с ФГОС, осуществляет образовательную деятельность в 1, 5-9 классах (полный день), профильную подготовку в 10-11 классах, а также подготовку учащихся к дальнейшему успешному обучению на уровне высшего образования.

МБОУ

МБОУ "Лицей №50" при ДГТУ

Профильное общеобразовательное учреждение, реализующее физико-математический профиль. Данная образовательная организация стала первым средним общеобразовательным учебным учреждением в г. Ростове–на–Дону, созданным в 1989 г. непосредственно в структуре вуза.

Авиационно-технологический колледж

Авиационно-технологический колледж

Обучение в колледже проходит по методикам и технологиям преподавания с учетом профессиональной направленности программ СПО, с включением элементов интенсивного обучения, прикладных модулей, сетевых форм и дуальных форм обучения, проведением ежегодных всероссийских проверочных работ.

Колледж экономики, управления и права

Колледж экономики, управления и права

Сегодня колледж является крупным структурным подразделением университета, в котором можно получить по-прежнему престижные и пользующиеся спросом профессии юриста, экономиста, программиста, специалиста по страхованию имущественных рисков и угрозы здоровью, специалиста банковского дела, учителя начальных классов и преподавателя дополнительного образования

Колледж информационных технологий IThub

Колледж информационных технологий IThub

Колледж входит в Академию информационных технологий IThub, где можно получить востребованные IT-профессии на базе 9 и 11 классов. IThub — образовательная система нового поколения, основанная на передовых цифровых технологиях.

Кадетская школа «Второй Донской Императора Николая II кадетский корпус»

Кадетская школа «Второй Донской Императора Николая II кадетский корпус»

Кадетская школа «Второй Донской Императора Николая II кадетский корпус» Донского государственного технического университета с апреля 2012 года является структурным подразделением федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донской государственный технический университет».

ДГТУ – это традиции и прогресс.

Сила ДГТУ – в верности корням и в способности меняться. В том, что нас много, но при этом нам действительно важен каждый. Благодаря такому подходу мы стали крупнейшим научно-образовательным центром Юга России: у нас обучается более 45 тысяч человек по 100+ направлениям подготовки. Мы сочетаем фундаментальные традиции российского академического образования с передовыми технологиями и методиками: широко применяем Big Data и машинное обучение, реализуем персонифицированную образовательную деятельность.

Мы хотим, чтобы наша страна стала мировым технологическим лидером, и активно этому способствуем: ДГТУ – участник программы «Приоритет 2030». В наших стенах рождаются уникальные технологии в области биоинженерии, IT, авиа- и кораблестроения, транспорта, энергетики, сельского хозяйства. А наши выпускники – это первоклассные специалисты, востребованные наукой и промышленностью. Мы вместе строим будущее, которым можно гордиться!


Ректор ДГТУ, член-корреспондент РАО, доктор технических наук, профессор

Месхи Бесарион Чохоевич

Ректор ДГТУ, член-корреспондент РАО, доктор технических наук, профессор

Кампус

Кампус

В ДГТУ проходит масштабная модернизация кампуса: строятся новые учебные корпуса, общежития, спортивные объекты, производится ремонт и модификация учебных аудиторий и научных лабораторий.

При поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и правительства Ростовской области первые 5 объектов введены в эксплуатацию: общежитие, Конгресс-холл, физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном, два учебных корпуса.

История

1930
1933
1940
1941
1944
1957
1959
1962
1964 
1976
1987
1991
1992
2007
2020

Создание Северо-Кавказского института сельскохозяйственного машиностроения 

Для активного роста промышленности в стране, открытия новых заводов требовалось большое количество квалифицированных работников, особенно технологов и инженеров. На Дон прибыла правительственная комиссия, которая приняла решение реорганизовать Донской политехнический институт (ДПИ), образовав несколько самостоятельных вузов. 14 мая 1930 года был издан приказ о создании на базе механического факультета ДПИ Северо-Кавказского института сельскохозяйственного машиностроения, единственного в России вуза, ведущего подготовку кадров для отрасли. Директором института был назначен Лев Суница.

Создание Северо-Кавказского института сельскохозяйственного машиностроения 

С механического факультета Донского политехнического института в новый вуз перешли две профилирующие кафедры: «Сельскохозяйственные машины» и «Технология металлов». В свое первое десятилетие институт неоднократно переименовывался. Названия он менял в основном в связи с территориально-административными изменениями на Северном Кавказе. Несмотря на изменение названий института, направление его деятельности оставалось практически неизменным.

Первые преподаватели и факультеты

Их было всего 12 – первых вузовских преподавателей, приступивших к учебному процессу в Северо-Кавказском институте сельскохозяйственного машиностроения. Часть преподавателей перешли из Донского политехнического пришли, некоторые – из других вузов. Впоследствии преподавательский состав пополнился инженерами завода «Ростсельмаш» и первыми выпускниками.  Многие выпускники института, инженеры заводов «Ростсельмаш» и «Красный Аксай» совмещали работу с преподаванием, вели курсовое и дипломное проектирование, производственную практику.  К концу 1933 года были созданы и укомплектованы научно-педагогическими работниками 18 кафедр.

Первые преподаватели и факультеты

В связи с ростом института, расширением и укреплением его материальной базы, по инициативе директора института П.Б. Глущенко и секретаря партийного бюро института Л.А. Донецкого в начале 1934 года были образованы три факультета: механический, общетехнический и вечерний. Создание факультетов стало большим событием, позволившим оптимизировать учебный процесс, организовать воспитательную работу, активизировать научно-исследовательскую деятельность. В 1934 году в связи с образованием Азово-Черноморского края вуз некоторое время назывался Азово-Черноморский институт сельскохозяйственного машиностроения (АЧИСХМ), в 1935 году стал называться Ростовский-на-Дону институт сельскохозяйственного машиностроения (РИСХМ), в 1938 году он был переименован в Ростовский машиностроительный институт (РМИ). Это название он носил до 1947 года.

Первый юбилей и первые итоги

За первое десятилетие институт из небольшого, насчитывающего всего 342 студента, не имеющего материальной базы, превратился в достаточно крупный вуз на Юге России, где обучалась тысяча человек. Укрепилась материальная база института, открылись новые лаборатории: гидроприводов, рентгенографическая, электросварочная, трения и износа, лаборатория по исследованию процессов холодной штамповки.  Штат вуза увеличился с 12 до 81 научно-педагогического работника, 37 человек – с учеными степенями и званиями. За первое десятилетие были созданы 21 кафедра, 17 лабораторий и 14 кабинетов, оснащенных новым оборудованием и приборами. В институте развернулась научная работа, результаты исследований внедрялись в производство. К десятилетнему юбилею вышел первый сборник научных трудов. Главной задачей коллектива было повышение качества подготовки специалистов. По итогам летней экзаменационной сессии 1939-1940 учебного года средний балл по вузу составил 4,18!

Первый юбилей и первые итоги

Институт готовил одновременно инженеров-механиков и командиров Красной Армии. Студенты на первых трех курсах проходили высшую вневойсковую подготовку по артиллерии. К началу Великой Отечественной войны институт подготовил более 700 командиров артиллерии для Красной Армии. За десять лет институт накопил опыт по подготовке специалистов, выпустив более тысячи инженеров. Многие воспитанники вуза возглавили крупные предприятия страны, стали преподавателями в вузах, руководителями министерств.

Эвакуация 

В 1941 году значительную часть четверокурсников мобилизовали и направили в артиллерийскую академию имени Ф.Э. Дзержинского. В ряды Красной Армии были призваны и некоторые руководители института. Оставшиеся студенты, сотрудники и преподаватели работали на строительстве оборонительных сооружений, готовились защищать свой город.  В ноябре 1941 года институт вместе с заводом «Ростсельмаш» эвакуировали в Ташкент, где небольшой коллектив приступил к работе на эвакуированном заводе. Часть преподавательского коллектива и студентов продолжали работать в Ростове. Город подвергался постоянным налетам вражеской авиации, артиллерийским обстрелам. Здания института были полностью разрушены. Начался второй этап эвакуации вуза. В Ташкент приехали остальные сотрудники института.

Эвакуация 

В сентябре 1942 года деятельность института возобновилась. Учебные планы и программы пересмотрели, сроки обучения сократили, чтобы быстрее обеспечить специалистами различные отрасли народного хозяйства и, прежде всего, промышленность. Своих учебных площадей у вуза не было, поэтому лекционными аудиториями стали технический отдел инструментального цеха завода и «красный уголок» механического цеха, лабораторные занятия проводились в цехах предприятия. В мае 1943 года был объявлен первый в военные годы прием в институт, создана приемная комиссия. В августе на первый курс дневного отделения были зачислены 6 групп студентов.

Восстановление после войны

Руководству института пришлось все создавать заново: собирать коллектив, формировать новый состав преподавателей, сотрудников, студентов, восстанавливать и строить здания. Институту помог «Ростсельмаш». Правительство поручило руководству завода менее, чем за 3 месяца, восстановить павильон сельскохозяйственных машин, принять участие в комплектовании оборудованием лабораторий, кабинетов и мастерских. В это же время идет строительство заводов тракторных и сельскохозяйственных машин. В план капитального строительства этих предприятий включили и возведение учебно-лабораторных корпусов, общежитий для студентов и жилых домов для преподавателей и сотрудников.

Восстановление после войны

В 1946 году было создано Министерство высшего образования СССР, и Ростовский-на-Дону машиностроительный институт передан в его ведение. В 1947 году институт вновь на долгие годы стал Ростовским-на-Дону институтом сельскохозяйственного машиностроения – РИСХМом. 22 марта 1949 года в торце Ворошиловского проспекта, где раньше находились складские помещения, огороды и начиналась Александровская роща, собрался коллектив института, чтобы присутствовать при закладке первого камня в фундамент будущего главного корпуса. Строили вуз все: преподаватели, студенты, рабочие и служащие.  Восстанавливался старый фонд, лаборатории и кабинеты. Многие кафедры сами конструировали и изготавливали лабораторные установки. Значительную роль в оснащении вузовских лабораторий имело создание в 1945 году учебно-производственных мастерских.

Больше студентов и науки 

С 1957 года РИСХМ начал подготовку специалистов по трем новым специальностям: «Приборы точной механики», «Автоматические и телемеханические приборы и устройства», «Машины и технология литейного производства». Были организованы три новые профилирующие кафедры, создан факультет «Приборостроение», из факультета сельхозмашин выделился самостоятельный факультет «Технология машиностроения». Был организован заочный факультет со всеми вузовскими специальностями.  Число студентов в 1957 году составило 2560 человек. Изменилась структура управления институтом: вместо одного заместителя директора появился проректор по учебной работе и проректор по научной работе. Это благоприятно сказалось и на образовательной, и на научной деятельности.

Больше студентов и науки 

В 1955 году преимущество при поступлении получили абитуриенты, имеющие производственный стаж после окончания средней школы, и войны, демобилизованные из Советской Армии.  В те годы в институте практиковались разные формы обучения: на дневных факультетах – с отрывом от производства для студентов со стажем. И другая – без отрыва от производства на первых курсах для студентов, не имеющих стажа. Последние работали на предприятии полный рабочий день и учились вечером 4 раза в неделю. За два года они получали специальность и после этого уже продолжали обучение с отрывом от производства. Срок обучения для студентов без стажа составлял 6 лет. На вечернем и заочном факультетах обучение велось без отрыва от производства.

Организация заводов-втузов

Наличие в Ростове института сельскохозяйственного машиностроения и крупнейшего в СССР завода «Ростсельмаш» создавали благоприятные условия для организации завода-втуза.  30 декабря 1959 года Совет Министров СССР организовал первые в стране пять заводов-втузов, в том числе при Ростовском заводе сельхозмашиностроения как филиал Ростовского-на-Дону института сельскохозяйственного машиностроения. Он был создан для подготовки инженеров из числа рабочих этого завода и других, близких его профилю предприятий. Первый набор в Ростовский завод-втуз составил 200 человек рабочих завода «Ростсельмаш». 

Организация заводов-втузов

Бурное развитие сельского хозяйства, оснащение его передовой сельскохозяйственной техникой и, в особенности широкое внедрение машин в животноводство, потребовало подготовки специалистов по созданию техники для животноводческих хозяйств.  По инициативе института с 1963 года в учебном плане специальности «Сельскохозяйственные машины» были введены две специализации: инженеры по сельскохозяйственным машинам по полеводству, инженеры по сельскохозяйственным машинам для животноводческих хозяйств. Были образованы две профилирующие кафедры – кафедра сельхозмашин по полеводству и кафедра сельскохозяйственных машин для животноводческих хозяйств.

Новое расписание и учебные планы

Объем обязательных учебных занятий по расписанию доходил до 40-42 часов в неделю. В институте работали над уменьшением обязательной учебной нагрузки студентов за счет устранения дублирования, более рационального планирования времени лабораторных работ, выполнения курсовых проектов в научных студенческих кружках, обучения некоторой части студентов по индивидуальным планам. В 1962 году Советом института в порядке опыта был введен в учебные расписания шестидесятиминутный час занятий вместо двух занятий по 45 минут. Построенное таким образом расписание в 1962-1963 учебном году позволило снизить обязательную дневную нагрузку студентов по расписанию. 

Новое расписание и учебные планы

Все это создало более благоприятные условия для самостоятельной работы студентов, но потребовало большой методической и организационной работы кафедр и преподавателей. Опыт РИСХМа по проведению занятий с изменением продолжительности учебного часа был успешно использован Ростовским государственным университетом. Большую помощь студентам в их самостоятельной работе оказывали разработанные многими кафедрами отдельные лекции и учебно-методические пособия, списки рекомендуемой литературы, программы. В эти годы учеными института были изданы учебные пособия, по которым велась подготовка в машиностроительных вузах. 

В два раза больше студентов

К 1964 году значительно увеличилось число студентов вечернего факультета – здесь обучалось 1800 человек по семи специальностям. Для удобства управления вечерний факультет был разделен на два: вечерний факультет сельхозмашин с четырьмя специальностями: «Сельхозмашины», «Металлорежущие станки и инструменты», «Приборы точной механики», «Автоматизация производственных процессов» и вечерний факультет горячей обработки металлов с тремя специальностями: «Машины и технология обработки металлов давлением», «Машины и технология литейного производства», «Оборудование и технология сварочного производства». За вторую послевоенную десятилетку (1956-1965 годы) институт выпустил 5366 инженеров. Это почти в два раза больше, чем за предыдущие 25 лет.

Новые технологии и направления 

Ведущие направления в этот период - разработка научных основ для создания органов сельскохозяйственных машин и автоматических устройств сельскохозяйственного производства. Благодаря исследованиям вуза были созданы новые зерновые комбайны: «Нива» и «Колос», картофелеуборочных комбайн, а также агрегат для почвообработки и культивации. Разработаны основы расчета рамных и каркасных конструкций сельскохозяйственных машин, за счет этого возросла прочность и снизилась металлоемкость сельхозмашин. Группа ученых института создала жатку для скашивания риса и полеглых зерновых культур, было запущено серийное производство этого устройства.

Ведущие направления в этот период - разработка научных основ для создания органов сельскохозяйственных машин и автоматических устройств сельскохозяйственного производства. Благодаря исследованиям вуза были созданы новые зерновые комбайны: «Нива» и «Колос», картофелеуборочных комбайн, а также агрегат для почвообработки и культивации. Разработаны основы расчета рамных и каркасных конструкций сельскохозяйственных машин, за счет этого возросла прочность и снизилась металлоемкость сельхозмашин. Группа ученых института создала жатку для скашивания риса и полеглых зерновых культур, было запущено серийное производство этого устройства. Сотрудники вуза впервые в стране начали исследования для создания комплекса оборудования для индустриальной заготовки кормов с получением пищевого белка из зеленой массы. Был запущен макетный цех по приготовлению сока, пасты, муки, гранул концентрированных зеленых кормов.  Ученые института впервые разработали технологическое оборудование, которое внедрили в хозяйствах Ленинградской области. Так появилась технологическая линия по измельчению малоценного древесно-кустарникового сырья для получения кондиционной щепы для ее гидролиза в кормовой сахар, силоса из веточного корма и гранул древесной муки. Научные сотрудники вуза разработали рентгенографический метод оценки качества работы посевных семян.  В конкурсе на лучшую научно-исследовательскую работу к 50-летию завода «Ростсельмаш» РИСХМ получил первое место и был награжден Почетной грамотой Обкома КПСС и областного НТО «Машпром».

Новые специальности

РИСХМ из отраслевого вуза, ориентированного на сельхозмашиностроение, превращался в многопрофильный технический институт. Требования научно-технического прогресса диктовали появление новых специальностей. В 1987 году на только что организованной на факультете «Технология машиностроения» кафедре «Робототехника и мехатроника» была открыта специальность «Робототехнические системы и комплексы». Стремительное оснащение машиностроения компьютерной техникой подвигло к появлению на кафедре «Прикладная математика» специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» (факультет «Приборостроение»). Заявка института на новый, более высокий статус университета потребовала гуманитаризации учебного процесса. В 1989 году был организован гуманитарный факультет, объединивший кафедры общественных наук, иностранных языков, физвоспитания, охраны труда и окружающей среды.

Выход за рамки сельскохозяйственной специализации

В 1991 году в РИСХМе начался прием на две выходящие за рамки сельхозмашиностроения специальности: на факультете «Сельскохозяйственные машины» – «Машины и аппараты пищевых производств», на вечернем факультете – «Организация и управление производством». Вуз приступает к формированию системы непрерывного образования. Первым шагом стало открытие специализированной средней школы № 108, преобразованной в 1991 году в Технический лицей при РИСХМе. Октябрь 1991 года стал для вуза временем реорганизации его традиционных факультетов. Факультет «Сельскохозяйственные машины» был преобразован в «Конструкторский», поскольку вел подготовку не только по специальностям сельхозмашиностроения. Факультеты «Сварочное производство» и «Горячая обработка металлов» вошли в состав факультета «Технология машиностроения».

В 1991 году в РИСХМе начался прием на две выходящие за рамки сельхозмашиностроения специальности: на факультете «Сельскохозяйственные машины» – «Машины и аппараты пищевых производств», на вечернем факультете – «Организация и управление производством». Вуз приступает к формированию системы непрерывного образования. Первым шагом стало открытие специализированной средней школы № 108, преобразованной в 1991 году в Технический лицей при РИСХМе. Октябрь 1991 года стал для вуза временем реорганизации его традиционных факультетов. Факультет «Сельскохозяйственные машины» был преобразован в «Конструкторский», поскольку вел подготовку не только по специальностям сельхозмашиностроения. Факультеты «Сварочное производство» и «Горячая обработка металлов» вошли в состав факультета «Технология машиностроения». Факультет «Приборостроение», ориентированный на автоматизацию и информационные технологии, был преобразован в факультет «Автоматизация и информатика». В августе 1991 года организована кафедра «Культурология», в 1993 – культурный центр.  С 1956 по 1991 год существенно изменилась структура института, выросло число специальностей, и тенденция к их расширению сохранялась. В образовательном, воспитательном процессе усилилась гуманитарная компонента.

Образовательная модель ДГТУ

1992 год - одна из наиболее значимых дат в истории вуза. 24 декабря 1992 года Ростовский-на-Дону Ордена Трудового Красного знамени институт сельскохозяйственного машиностроения был переименован в Донской государственный технический университет. Это стало логическим завершением проводимой долгие годы работы и констатацией факта: ДГТУ — многопрофильное высшее техническое учебное заведение. В переходное для российского образования время вуз возглавил его выпускник, доктор технических наук, профессор Анатолий Рыжкин. Он был активным общественным деятелем. Возглавлял Совет ректоров вузов Ростовской области, входил в профильные комиссии при Президенте, активно работал в Правлении Союза ректоров вузов России.

1992 год - одна из наиболее значимых дат в истории вуза. 24 декабря 1992 года Ростовский-на-Дону Ордена Трудового Красного знамени институт сельскохозяйственного машиностроения был переименован в Донской государственный технический университет. Это стало логическим завершением проводимой долгие годы работы и констатацией факта: ДГТУ — многопрофильное высшее техническое учебное заведение. В переходное для российского образования время вуз возглавил его выпускник, доктор технических наук, профессор Анатолий Рыжкин. Он был активным общественным деятелем. Возглавлял Совет ректоров вузов Ростовской области, входил в профильные комиссии при Президенте, активно работал в Правлении Союза ректоров вузов России. Ректор ДГТУ многого достиг как ученый, имя которого известно не только в стране, но и за рубежом. Как авторитетный ученый в области трения и износа, он опубликовал около 400 научных работ, в том числе учебники и учебные пособия с грифом Минобразования РФ. Анатолий Рыжкин – заслуженный деятель науки и техники РФ, почетный работник высшей школы. В 2003 году профессору Рыжкину вместе с научным коллективом была присуждена премия Президента России в области образования за цикл трудов для технических высших учебных заведений «Научное учебно-методическое и организационное обеспечение подготовки инженерных и научных кадров в области триботехники (трения, износа и смазки)». Вместе с Анатолием Рыжкиным в качестве проректора работал и нынешний ректор – Бесарион Месхи. Как ректор он был инициатором преобразования РИСХМа в Донской государственный технический университет. Для вуза открывались новые перспективы.

Укрупнение университета

В 2007 году на должность ректора был избран доктор технических наук, профессор Бесарион Месхи, который возглавляет университет и сейчас. Следующие 10 лет были для ДГТУ периодом активного роста. В 2008 году университет объединили с Ростовской государственной академией сельскохозяйственного машиностроения, она получила новое название – Институт энергетики и машиностроения ДГТУ (ИЭМ ДГТУ). В 2012 году к ДГТУ был присоединен Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса вместе со своими филиалами, в 2015 году – Ростовский государственный строительный университет. В 2016 году ДГТУ получил статус опорного университета Ростовской области.

45 тысяч студентов и 200 направлений

Сегодня Донской государственный технический университет — крупнейший на юге России, динамично-развивающийся научно-образовательный комплекс. За годы существования университет выпустил больше 100 тысяч специалистов. В ДГТУ обучается более 45 тысяч студентов. В университете реализуется более 200 направлений подготовки бакалавриата, специалитета и магистратуры, из них 70 % — это технический и инженерный профили.  В вузе работают 3 совета по защите докторских диссертаций, ведется научно-исследовательская работа по 42 направлениям.

Сегодня Донской государственный технический университет — крупнейший на юге России, динамично-развивающийся научно-образовательный комплекс. За годы существования университет выпустил больше 100 тысяч специалистов. В ДГТУ обучается более 45 тысяч студентов. В университете реализуется более 200 направлений подготовки бакалавриата, специалитета и магистратуры, из них 70 % — это технический и инженерный профили.  В вузе работают 3 совета по защите докторских диссертаций, ведется научно-исследовательская работа по 42 направлениям. Инновация ДГТУ в образовании — создание корпоративных кафедр с ведущими предприятиями области, среди которых ОАО «Роствертол», ООО ПК «НЭВЗ», ЗАО «Медиагруппа Южный регион», ФГУ «Ростовский центр стандартизации и метрологии», Южный научный центр РАН. ДГТУ — один из крупнейших в России центров по подготовке иностранных граждан для обучения в вузах страны.  Университетский комплекс обладает развитой инфраструктурой: 20 учебных корпусов, 8 общежитий, санаторий-профилакторий, физкультурно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном, легкоатлетический манеж, конгресс-холл, храм святой мученицы Татианы, универсальная площадка с искусственным покрытием, студенческий оздоровительно-спортивный комплекс, две базы отдыха и многое другое. В 2021 году ДГТУ прошел конкурсный отбор и стал участников крупнейшей правительственной программы «Приоритет 2030».

ДГТУ сегодня

За более чем 90-летнюю историю вуз трансформировался из сельскохозяйственного института в один из крупнейших в регионе многопрофильных университетов.

Университет - городу

ДГТУ развивается неразрывно от города и региона

250

направлений подготовки

Проекты развития ДГТУ

# # # #

Приоритет 2030

ДГТУ является участником государственной программы поддержки вузов «Приоритет 2030», цель которой – сформировать в России к 2030 году более 100 прогрессивных современных университетов, центров научно-технологического и социально-экономического развития страны.

# # # #

Передовые инженерные школы

ДГТУ и ГК «Ростсельмаш» в рамках федеральной программы «Передовые инженерные школы» создали Институт перспективного машиностроения «Ростсельмаш» для подготовки высококвалифицированных инженерных кадров.

Преимущества ДГТУ

#

Многопрофильность

ДГТУ — крупнейший на юге России университет. Здесь учатся более 45 тысяч студентов. Вуз предлагает свыше 230 образовательных программ по инженерно-техническим и гуманитарным направлениям, среди которых авиастроение, мехатроника, агропромышленность, машиностроение, биоинженерия, строительство, менеджмент, информатика, кораблестроение, психология, юриспруденция и другие.

#

Большой и удобный кампус

Кампус ДГТУ — это настоящий город в городе. Его площадь составляет больше 19 гектаров — как площадь 14 стадионов. У вуза есть собственный современный конгресс-холл, физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном, дронодром для запуска беспилотников, 10 общежитий, 20 учебных корпусов. В 2020 году в ДГТУ открылось крупнейшее в Ростовской области 23-этажное студенческое общежитие. В кампусе есть все, чтобы учиться, развиваться, заниматься спортом, отдыхать.

#

Наука для образования и жизни

Научная работа в вузе тесно связана с образовательным процессом и всегда ведется в интересах разных отраслей производства. Исследования охватывают 42 направления, в том числе в области станкостроения, энергосбережения, альтернативных источников энергии, робототехники, технических средств аквакультур, нанотехнологий, микроэлектроники, информационных технологий, сварки. В вузе создано 30 научных школ, оборудованы современные лаборатории.

#

Ориентация на практику

С момента основания ДГТУ готовил специалистов, которые были нужны стране. Выпускники вуза создавали, возглавляли и развивали многие предприятия по всей России. Этим традициям университет следует и сегодня. Подготовка квалифицированных кадров — одна из важнейших задач университета, поэтому образование в ДГТУ имеет практическую направленность. Студенты проходят практику в одной из 100 компаний-партнеров, благодаря этому после выпуска они полностью готовы к работе и востребованы на рынке труда. 

#

Участие в федеральных проектах

ДГТУ — победитель правительственной программы «Приоритет 2030» и участник проекта «Передовые инженерные школы». Университет стал координатором Научно-образовательного центра Юга России, который объединил Ростовскую и Волгоградскую области, Краснодарский край. Участие в федеральных проектах позволяет университету развивать инфраструктуру, улучшать качество образования, заниматься наукой и исследованиями, внедрять инновации.

Сотрудничество с ДГТУ

Университет тесно сотрудничает с с региональными органами власти,
а также предприятиями, учреждениями и организациями Дона.

Попечительский совет ДГТУ

Попечительский совет является коллегиальным совещательным органом управления университета. Основной целью Попечительского совета является обеспечение согласованности реализации программы развития университета с интересами бизнеса и региональной власти.

Ассоциация выпускников ДГТУ

ДГТУ гордится своими выпускниками

Социальная жизнь

К какому бы периоду времени мы не обратились в истории университета, забота о коллективе, создание материальной и социальной базы были первостепенными.

Центр компетенций «Развитие территорий региона»

Реализация мероприятий федеральных, региональных и муниципальных программ развития территорий региона.

Центр развития добровольчества Ростовской области

Социальная работа с населением, детскими учреждениями, в оздоровительных лагерях

Научная инфраструктура

Богатая материально-техническая база, предназначенная для обеспечения научной деятельности.

Вакансии в ДГТУ

Развивай карьеру вместе с ДГТУ!

Стратегические партнеры

Подробнее

На сегодняшний день у ДГТУ более 1 000 стратегических партнёров. Вуз активно взаимодействует с российскими и международными компаниями, государственными органами власти различных уровней, образовательными учреждениями, научно-исследовательскими институтами.

#
#
#
#
#
#
#