Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

Образование
Научные издания
Филиалы
Другое
#

Теплоэнергетика и прикладная гидромеханика

О кафедре

Целью образовательной деятельности кафедры является удовлетворение потребностей общества и государства в фундаментально образованных, гармонично развитых, эрудированных специалистах, владеющих методами эксплуатации холодильной техники, систем кондиционирования воздуха и систем вентиляции помещений с целью выполнения научно-исследовательских работ и создания высокотехнологичного оборудования. 

Специфика профессиональной деятельности выпускника кафедры:

-работа в НИИ, КБ, на предприятиях (администрация, службы, отделы и цеха) производящих холодильную технику и системы кондиционирования воздуха; 

-руководство и работа на предприятиях сервиса и обслуживания изделий бытовой холодильной техники и систем кондиционирования воздуха.

Область профессиональной деятельности: 

научные исследования, организационно-управленческая деятельность, разработка проектов, технология производства, производство, монтаж, сервис и техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация машин, агрегатов, установок и вспомогательного оборудования объектов холодильной промышленности, а также систем их управления. 

Объектами профессиональной деятельности бакалавров указанного направления являются: машины, агрегаты, установки и вспомогательное оборудование объектов, в основу которых положены различные принципы производства, преобразования, потребления и распределения холода, а также систем их управления.

Сотрудники

Романов Виктор Викторович

Романов Виктор Викторович

заведующий кафедрой

Гриценко Александр Евгеньевич

ассистент

Бабенков Юрий Иванович

доцент, советник при ректорате

Тихомиров Александр Григорьевич

доцент

Лебедев Алексей Романович

доцент

Направления подготовки

Все направления
Бакалавриат
Магистратура

Полезная информация

Воспитательная работа

Воспитательная работа

Воспитательная работа является одной из приоритетных задач кафедры «Теплоэнергетика и прикладная гидромеханика» и требует применения системного подхода.
Значительная роль в воспитании студентов принадлежит преподавателям кафедры «Т и ПГ».
- Преподаватель должен добиваться, чтобы каждый студент стал настоящим специалистом-профессионалом, способным успешно решать возникающие в профессиональной деятельности проблемы, при этом он должен быть воспитанным, нравственным и порядочным человеком, патриотом своей страны.

Воспитательная работы регламентируется Законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012.
- в обязанности педагогических работников входит развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду в условиях жизни в современном мире.

Воспитательная работа со студентами проводится как в учебное, так и во внеучебное время.

- в учебное время, во время плановых и дополнительных занятий, консультаций, в период практик и выполнения выпускных квалификационных работ.
- во внеучебное время воспитательная работа проводится во время занятий студентов в кружках НИРС (научно-исследовательская работа студентов), а также в процессе привлечения их к развитию учебно-методического и материально-технического обеспечения дисциплин кафедры.

Важная роль в работе со студентами принадлежит кураторам – преподавателям, занимающимся учебно-воспитательной работой с конкретной группой, они организуют мероприятия спортивно-оздоровительного и культурно-массового характера.

Этапы проведения воспитательной работы со студентами

1. Воспитательная работа на лекционных занятиях.

- каждая лекция должна носить характер продуманной беседы, а её исполнение должно быть чётким, понятным, позволяющим вести запись основных положений, эмоциональным, но вместе с тем «живым». В целях побуждения студентов к активной познавательной деятельности лектор должен на каждом занятии рекомендовать студентам источники наиболее интересной дополнительной информации по теме лекции. Вопросы, рассматриваемые в лекции, необходимо постоянно связывать с практической деятельностью студентов как будущих специалистов. Здесь преподавателю следует приводить примеры из личной практики (это повышает его авторитет), из практики работы других преподавателей и специалистов, а также примеры результатов научных исследований по тому или иному изучаемому вопросу.

2. Воспитательная работа на лабораторных и практических занятиях.

 - возможность проведения индивидуальных бесед при защите отчётов по лабораторным работам, устном опросе студентов на практических занятиях позволяет преподавателю сконцентрировать внимание на уровне подготовки студента, а также на слабых и сильных сторонах его характера, чтобы учитывать их в воспитательной работе. Применяющаяся в настоящее время коллективная форма обучения способствует развитию чувства коллективизма, ответственности за общее дело. Целесообразно при постановке задач для самостоятельной работы, в особенности студентам, проживающим в общежитии, закрепить слабоуспевающих за успевающими студентами. При этом в начале выдавать «отстающим» простые индивидуальные задания, со временем постепенно усложняя их. Преподаватель должен требовать от студентов во время занятий ведение конспекта, сосредоточенности, дисциплины и порядка в аудитории. Кроме того, личный пример, в том числе высокая культура речи, опрятный внешний вид увеличивают воспитательное воздействие преподавателя на студентов.

3. Воспитательная работа во время дополнительных занятий. 

- основной целью дополнительных занятий является разъяснение студентам темы или вопросов учебной дисциплины, которые плохо усваиваются большинством студентов, при этом преподаватель должен изменить методику изучения соответствующей темы дисциплины на основе анализа вопросов, которые являются сложными для студентов.
- поведение преподавателя во время дополнительных занятий может способствовать повышению авторитета, поскольку студенты видят его желание объяснить не усвоенный ими материал, помочь закрепить и позволяет поднять на новый уровень усвоение учебной дисциплины.

4. Воспитательная работа на консультациях.  

- консультации должны быть в основном индивидуальными. На консультациях преподаватель обязан ответить на возникшие вопросы и подсказать, какую дополнительную литературу необходимо изучить для качественного усвоения материала;
- для повышения эффективности учебного процесса необходимо привлекать к проведению консультаций студентов-отличников;
- в начале консультации преподаватель отвечает на общие вопросы, определяет, какой материал слабо усвоен, далее распределяет студентов по подгруппам, назначая старшими студентов отличников для разъяснения материала дисциплины;
- преподаватель проводит консультацию в самой слабой подгруппе.
Основная мотивация для студентов-отличников, привлекаемых к консультациям – разрешение досрочной сдачи экзамена (зачета) по дисциплине, а также зачтение без защиты промежуточных отчетностей (контрольных работ, отчетов по лабораторным работам и т. п.).

5. Воспитательная работа в период проведения практик.  

- основная воспитательная роль при проведении практик принадлежит их руководителям – преподавателям вуза, которые организуют взаимодействие студентов с производственниками.

6. Воспитательная работа в период выполнения выпускной квалификационной работы.

- основной целью выпускной квалификационной работы (ВКР) является углубление, систематизация, анализ и обобщение знаний, компетенций, полученных студентами за годы обучения в вузе;
- студенты выпускники должны продемонстрировать знание изученных дисциплин, навыки использования современных методов исследования, статистических материалов, умение пользоваться литературными источниками и ресурсами Интернета. Здесь важная функция принадлежит руководителям, которые проводят практическое обучение навыкам самостоятельного решения задач.

7. Воспитательная работа на кафедре во вне учебного времени.

- привлечение студентов для работы в кружках НИРС является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим профессиональным образованием, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического прогресс.
Основными формами работы студентов в кружках на кафедре являются:
– подготовка научных статей и их публикация;
– оформление заявок на предполагаемое изобретение;
 – оформление заявок для получения свидетельства на полезную модель или свидетельства на программный продукт;
– участие в проведении экспериментальных исследований;
 – участие в конкурсах и выставках научных работ;
 – участие и выступление на научно-технических семинарах (НТС) и конференциях (НТК);
 – разработка программ, в том числе тестовых заданий для проверки знаний студентов, применяемых в учебном процессе при изучении дисциплин кафедры;
 – оказание помощи преподавателям в оформлении учебно-методического обеспечения дисциплин, в том числе программного, разработке презентаций и т. п.;
– оказание помощи преподавателям в разработке и модернизация лабораторных установок, стендов, плакатов и т. п.
Процесс работы в научно-исследовательских кружках способствует развитию у студентов памяти, наблюдательности, самостоятельности суждений, способности сбора и обработки информации. Каждый из перечисленных компонентов вырабатывает у будущих специалистов навыки проведения научных исследований.

8. Воспитательная работа кураторов. Целью кураторской деятельности является воспитание личности, с уважением относящейся к людям, законам и культуре. Основными формами воспитательной работы на кафедре являются:

– учебно-воспитательная;
– спортивно-оздоровительные мероприятия;
 – культурно-массовые мероприятия.
Основными обязанностями преподавателей – кураторов учебных групп являются:
 – воспитывать у студентов сознательное отношение к учебе, труду, бережное отношение к имуществу, чувство ответственности за честь группы, курса, факультета и университета;
– воспитывать у студентов любовь к своей будущей профессии, постоянно вводить их в курс современных проблем специальности и отрасли;
– оказывать помощь студентам в выработке навыков самостоятельной работы с учебно-методической литературой;
– воспитывать у студентов интерес к общественной работе;
– периодически проводить индивидуальные беседы со студентами после совершения ими дисциплинарных проступков, а также при низких показателях в учёбе;
– периодически организовывать встречи с ветеранами труда, выдающимися учёными, педагогами высшей школы и т. д.;
– знать условия быта, семейного положения, состояния здоровья каждого студента группы.

Основные организационные направления воспитательной работы ППС кафедры:
 – активное оказание помощи студентам в освоении учебного материала, в том числе навыкам самостоятельной работы при изучении дисциплины;
 – проведение индивидуальных занятий и бесед с отстающими студентами;
– осуществление контроля выполнения студентами правил поведения в учебных корпусах и аудиториях, непримиримая борьба с теми, кто их нарушает;
– информирование заведующего кафедрой о фактах недостойного поведения студентов на занятиях, в учебных корпусах и других общественных местах.

Рекомендации для ППС, помогающие строить отношения со студентами так, чтобы повысилась эффективность воспитательной работы.

1. Имейте располагающий к себе внешний вид, показывайте студентам пример в поведении и культуре речи.
2. Не допускайте фамильярности, обращайтесь ко всем студентам на «Вы» (только при индивидуальном общении с лучшими студентами, активно работающими на кафедре, или с дипломниками преподаватель может позволить себе называть их по имени).
3. Никогда не опаздывайте на занятия и всегда вовремя его оканчивайте, назначайте время консультаций и дополнительных занятий в удобное для студентов время.
4. Привлекайте студентов к участию в научно-исследовательской работе, к работе по развитию учебно-методического и материально-технического обеспечения дисциплин кафедры.
5. Постоянно убеждайте студентов в практической полезности выполняемых ими работ, отмечайте их хорошую работу перед учебной группой (курсом).
 6. Постоянно контролируйте уровень подготовки студентов, качество выполнения поручений. Отмечайте студентов, принимающих активное участие в занятиях (постоянно отвечают на вопросы, задают вопросы) и получающих высокие оценки.
 7. Во время занятий, экзаменов, бесед дайте студенту возможность высказаться, выслушайте его, не перебивая.
8. Не старайтесь влиять на студента приказным тоном, повышая голос, постарайтесь спокойно поговорить, разберитесь в его проблемах. Будьте одинаково справедливы ко всем студентам, поощряйте в них открытость и искренность.
9. Поздравляйте студентов с днём рождения, принимайте участие в праздничных концертах, спортивных соревнованиях и других мероприятиях, которые они посещают.

 

Научная и профессиональная деятельность

Научная и профессиональная деятельность

Основными целями системы НИРС на кафедре являются:

  • создание и развитие условий (правовых, финансово-экономических, организационных, ресурсных и т.д.), которые обеспечат возможность для каждого студента реализовать свое право на творческое развитие личности, участие в научных исследованиях и научно-техническом творчестве
  • полноценное, равное и доступное для каждого в соответствии с его способностями и потребностями;
  • обеспечение единства образовательного, научного и инновационного процессов с формированием и развитием творческих способностей, улучшением профессионально-творческой подготовки студентов, совершенствованием форм привлечения молодежи к научным исследованиям, научно-технической, изобретательской и рационализаторской деятельности.

Основными задачами функционирования системы НИРС являются:

- создание благоприятных условий для развития и функционирования различных форм научного творчества молодежи, базирующихся на отечественном и зарубежном опыте, результатах научных и научно-технических разработок;

- содействие всестороннему развитию личности студента, формированию его объективной самооценки, приобретению навыков работы в творческих коллективах, приобщению к организаторской и инновационной деятельности;

- развитие способности использовать научные знания и быстро адаптировать при изменении ситуации, готовности к повышению квалификации и переподготовке;

- предоставление студентам возможности испробовать свои силы в решении актуальных задач по различным направлениям науки и техники, опубликовать значимые результаты исследований;

- обеспечение эффективного отбора способной, одаренной и талантливой молодежи для пополнения педагогических и научных кадров университета.

- сетевой Формы научно-исследовательской работы студентов

- участие в выполнении НИР; - работа в научных кружках;

- участие в работе конференций, семинаров и круглых столов;

- подготовка публикаций в научные журналы и сборники докладов, материалов и тезисов конференций;

- участие в конкурсах (университета, региональных, всероссийских, международных)

Специализированные лаборатории

Специализированные лаборатории

Специализированные лаборатории оснащены современным оборудованием и демонстрационными учебными макетами, а также мультимедийными техническими средствами

Документы

Сведения о кафедре

pdf, 1 MB

История кафедры

1979
1987
1992
2010
2023

Основание кафедры

1 сентября 1979 - организация и утверждение в рабочую программу Министерством высшего образования кафедры «Гидравлика и теплотехника». В качестве исполняющего обязанности заведующего кафедрой был назначен к.т.н., Коваленко Ю.В., избранный по конкурсу на должность доцента кафедры.
В состав кафедры вошли: к.т.н., доц. Харьков В.Д., ст. преподаватель с.н.с. Макеев А.А, ст. преподаватель к.т.н. Бедрик А.П., ассистент Зеленев А.Н. В 1980 году на кафедру поступил на работу к.т.н., доц. Еремеев П.М. и ассистент Бабенков Ю.И.
Переход кафедры «Гидравлика и теплотехника» в новый учебный корпус, который располагался на ул.Страна Советов1, поставил задачу перед кафедрой по созданию лабораторной базы по дисциплинам «Гидравлика», «Теплотехника», которая в 1984 году была успешно выполнена.
В этот же период кафедра начала тесную связь с отделом «Гидравлики и гидропривода» конструкторского бюро завода «Ростсельмаш».

Первое научное направлениее кафедры

Первым научным направлением кафедры стало направление «Пути повышения надежности гидравлических систем зерноуборочных комбайнов». В 1987 году без отрыва от основной работы ассистент Бабенков Ю.И. успешно защитил кандидатскую диссертацию и был избран на должность старшего преподавателя кафедры, а в 1996 году был утвержден в ученом звании доцента. В дальнейшем Бабенков Юрий Иванович возглавил кафедру.

На кафедре открыта аспирантура по специальности «Теплофизика и теоретическая теплотехника»

1988 году на кафедру на должность доцента был избран к.ф-м.н., доц. Е.В.Лыков, который в 1990 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук и в 1992 году был утверждении в ученом звании профессора.
В этом же году на кафедре была открыта аспирантура. по специальности 01.04.14. «Теплофизика и теоретическая теплотехника». Лыков Е.В. выполняет все виды учебно-методической и воспитательной работы со студентами дневного и заочного отделений университета. Читает курсы лекций по дисциплине «Теплотехника» В 1997 г году закончила аспирантуру инженер- физик Анохина Е.В.. с представлением диссертации, которую защитила в 1999 году. В 2003 году закончил аспирантуру Романов В.В. с представлением диссертации по направлению "Теплофизика и теоретическая теплотехника", которую защитил в 2006 году в Воронежском государственном техническом университете.

Кафедра «Гидравлика и теплотехника» вошла в состав ДГТУ

В 2010 кафедра «Гидравлика и теплотехника» вошла в состав ДГТУ и была переименована кафедрой «Теплоэнергетика и прикладная гидромеханика». Заведующим кафедрой был избран по конкурсу к.т.н., доц. Озерский А.И.
В 2018 году Озерский А.И. защитил докторскую диссертацию по техническим наукам.
Под его началом разрабатывалось направление совершенствования гидравлических систем машин и оборудования, работающих в тяжёлых условиях эксплуатации. Его научные исследования относятся к дорожно-строительным машинам и оборудованию железнодорожного транспорта, горной, сельскохозяйственной и военной техники.

Настоящее время

В 2023 года заведующим кафедрой «Теплоэнергетика и прикладная гидромеханика» был избран к.т.н., доцент Романов В.В.
В настоящее время кафедра напряженно работает, осознавая свою ответственность в подготовке инженеров высокой квалификации, и всегда чутко отзывается на потребности страны в специалистах холодильной и криогенной отраслей.
Значительное число выпускников кафедры много лет направлялись и успешно работают в таких организациях как ООО «Ингениум», ООО «РостовПромХолод», ООО «АвтоХолод».

Узнайте больше!