Версия для слабовидящих

Размер текста

Цветовая схема

Изображения:

Образование
Научные издания
Филиалы
Другое

Образовательная политика

Современные тренды научно-технологического развития и высокая скорость изменений профессий предъявляют новые требования к образу выпускника, компетентностному профилю, образовательным моделям и технологиям, что приводит к необходимости глубокой трансформации в сфере высшего образования. Отдельным контекстом в изменениях образовательной модели являются национальные проекты технологического лидерства.

Целевой образ образовательной модели – научно - образовательная система, основанная на принципах междисциплинарной командной работы, формирующая гармонично развитую личность с инженерным образом мышления, действующую в продуктовой логике, что позволяет развивать экономику страны и региона и встраивать университет в технологические цепочки.

Амбиции университета на национальном уровне:

  • уникальная площадка для разработки и внедрения экспериментальных образовательных программ и инновационных подходов в высшем образовании.
  • лидер в подготовке инженеров в области сельхозмашиностроения за счет сетевого партнерства с флагманскими предприятиями и реализации совместных образовательных программ с реальными производственными задачами.
  • методический центр разработки образовательных программ в области ветеринарии
  • экспертный центр в области кормопроизвосдтва, станкостроения, новых материалов и подготовки кадров в АПК, отрасль средств производства и автоматизации.
  • ключевой партнер в развитии сетевого партнерства и создании совместных программ с организациями стран Африки и Азии.

На региональном уровне:

  • флагман в формировании технологических лидеров для рынков будущего, способных к работе в междисциплинарных командах для решения технологических вызовов, за счет реализации кастомизированной образовательной модели и кластерного подхода;
  • лидер в подготовке нового поколения инженеров за счет реализации образовательных программ на основе элементов и моделей экспериментальных и инновационных образовательных пространств;
  • пилотная площадка по реализации новой образовательной модели по принципу формирования общеуниверситетского и профессиональных ядер образования, а также диверсификации образовательных программ по четырем трекам: технологический, исследовательский, практико-ориентированный и инновационный;
  • лидер в формировании цифровых компетенций и дополнительных квалификаций, необходимых для создания конкурентоспособных профессионалов экономики данных.

Основополагающие принципы образовательной политики:

  • портфельное управление: системный подход к формированию и развитию образовательных программ, где каждая программа рассматривается как отдельный «актив» в портфеле университета;
  • междисциплинарность: интеграция знаний из различных областей для подготовки специалистов, способных решать комплексные задачи;
  • практико-ориентированность: акцент на проектное обучение, стажировки и сотрудничество с реальным сектором экономики для формирования востребованных навыков;
  • гибкость образовательных траекторий: возможность для студентов выбирать индивидуальные пути обучения, включая модульные программы, онлайн-курсы и микроквалификации;
  • инновации: воспитание культуры инноваций через поддержку стартапов, хакатоны и программы развития предпринимательских компетенций;
  • интеграция науки и образования: вовлечение студентов в научные исследования и разработки, формирование кадрового потенциала для технологического лидерства.

В связи с этим инновационная образовательная деятельность ДГТУ представлена четырьмя пространствами высшего образования, и пятым пространством профориентационной работы и СПО, которые направлены на достижение вышеизложенных амбиций.

Первое пространство – Передовая инженерная школа ДГТУ Институт перспективного машиностроения «Ростсельмаш». Особенностью Института является реализация модели «2+2+2» для подготовки специалистов для рынка сельхозмашиностроения. Модель предусматривает высокотехнологичное образование с включением студентов в производственные процессы предприятия для формирования актуальных знаний и деятельностных компетенций, необходимых для бесшовной интеграции выпускников в компанию «Ростсельмаш».

 Обеспечивает лидерство в подготовке инженеров в области сельхозмашиностроения за счет сетевого партнерства с флагманскими предприятиями и создания совместных образовательных программ.

Второе пространство – экспериментальные площадки. Созданы для разработки и апробации образовательных моделей и методик, основанных на успешных международных кейсах и современных педагогических подходах для дальнейшего масштабирования успешных практик на образовательные пространства ДГТУ.

Данное пространство представлено Институтом опережающих технологий «Школа Икс» (программы высшего образования в области инженерии) и Институтом живых систем (программы интернатуры в области ветеринарии).

Третье пространство – инновационная образовательная экосистема для разработки и внедрения принципиально новых образовательных моделей для Т-шейп специалистов. Обеспечивает трансформацию подходов к управлению образовательной деятельностью и подготовку технологических лидеров с уникальной моделью компетенций, способных работать в рамках технологического уклада Индустрии 5.0, решать широкий спектр задач в рамках Стратегии научно-технологического развития России.

Данные междисциплинарные образовательные программы, основанные на принципах проектного обучения, имеют единое технологическое ядро, высокую долю модулей по сквозным технологиям, элективное пространство, ответственное за постановку метапредметных компетенций, и ориентированы на развитие рынков будущего. Данное образовательное пространство представлено Институтом сквозных технологий (Т-университет) с фокусировкой на рынки: цифровые реальности, умные города, интеллектуальные производственные системы.

Четвертое пространство – высшее образование нового типа.

Новая образовательная модель высшего образования.   Модель сформирована на основе результатов экспериментальной площадки «Школа Икс», их апробации в Институте сквозных технологий и модели взаимодействия с индустрией Передовой инженерной школы ИПМ «Ростсельмаш» и масштабируемая на классические образовательные программы.

Предполагает следующие принципы:

  • ориентация на запрос отраслевых лидеров по приоритетным направлениям технологического лидерства;
  • образование основано на реальных проектах, выполняемых на базе научно-производственной инфраструктуры университета и/или индустриального партнера, с конкретными результатами внедрения;
  • инженерное мышление вне зависимости от отраслевой направленности образовательной программы;
  • продуктовая логика;
  • командная проектная работа.

Внедрение новой образовательной модели требует:

  • непрерывного аудита существующих образовательных программ, внедрения механизма и методологии оценки их эффективности для принятия решения о реализации или утилизации;
  • обновление и запуск новых образовательных программ с учетом Стратегии научно-технологического развития России, требований рынка, индустриальных партнеров, для укрепления технологического суверенитета страны;
  • создания диверсифицированного портфеля образовательных программ и продуктов университета;
  • создание модели управления портфелем образовательных программ и продуктов;
  • трансформации модели управления образовательными программами, расширения института руководителей образовательных программ, руководителей модулей, управления содержанием образовательной программы;
  • трансформации системы административного и финансового управления научно-образовательными подразделениями, изменения организационной структуры образовательной деятельности университета;
  • создания центра акселерации студенческих стартапов на базе Центра развития студенческого предпринимательства «Точка кипения», ведущего сквозной модуль «Основы технологического предпринимательства» и защиту ВКР в формате «Стартап как диплом».

Данный комплекс мер позволит обеспечит подготовку нового поколения инженеров за счет реализации образовательных программ на основе элементов и моделей экспериментальных и инновационных образовательных пространств, и внедрения системы портфельного управления.

Пятое пространство – комплексная система профориентации и ускоренной подготовки специалистов СПО. Для формирования производственной и компетентностной базы достижения целей технологического лидерства в соответствии с выбранными НПТЛ предполагается формирование профессионального ядра образовательных программ СПО синхронизированного с ОП высшего образования. При едином дисциплинарном наборе акцент в СПО ставится на освоение рабочей профессии/специальности и практические навыки, а в ВО на проектную работу и надпрофессиональные компетенции. Такой подход позволит обеспечить как бесшовный вход выпускников СПО в профессиональную среду региональной экономики, так и логическое продолжение их траектории в рамках ускоренного получения высшего образования.

Предполагается создание благоприятных условий для выявления, поддержки и сопровождения талантливой молодежи, осознанного выбора будущей профессии. В рамках стратегической инициативы по технологическому обеспечению продовольственной безопасности с целью формирования мотивированного абитуриентского резерва на агропромышленные направления, поддержки раннего профессионального самоопределения будут реализованы проекты для обучающихся школ и организаций СПО. Для выявления талантливых школьников 7-11 классов и подготовки их к интеллектуальным соревнованиям различного уровня будут реализованы проектные смены по техническим, гуманитарным, естественнонаучным и творческим направлениям.
С целью развития системы среднего профессионального образования планируется открыть Агропромышленный производственно-образовательный технопарк "ДГТУ-Пухляковский". Ежегодное проведение профессионального конкурса по формированию индивидуальных треков здоровьесбережения с использованием искусственного интеллекта и применением цифровых биотехнологий в здравоохранении и конференции «Страна здоровья» позволит увеличить количество обучающихся, и создать новые управленческие и педагогические команды, состоящие из молодых специалистов с уникальным набором компетенций по специальностям Сестринское дело и Фармация.

В рамках стратегической инициативы по средствам производства и автоматизации будут реализованы проекты «Ассоциированная школа «Союза машиностроителей России»: профильные классы инженерного образования; «Предуниверсарий Передовой инженерной школы».

Для создания многоуровневой системы непрерывной подготовки кадров в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем в различных отраслях в структуре кадетского корпуса ДГТУ будет создан военно-образовательный кластер «КАДЕТ». В рамках инициативы будут разработаны дополнительные образовательные программы «Оператор БПЛА», «Специалист IT в области информационного противоборства».

Будут созданы Авиационные классы в Школе № 47 г. Мариуполя совместно с ПАО ТАНТК им. Г.М. Бериева и ПАО «Роствертол», а также обеспечено участие в спортивно-конструкторских соревнованиях БАС.

Стратегическая инициатива “Средства производства и автоматизации” в системе СПО будет реализована открытием новых специальностей Мехатроника и робототехника, Монтаж, техническое обслуживание, эксплуатация и ремонт промышленного оборудования, Техническая эксплуатация и обслуживание роботизированного производства, Промышленный дизайн и выполнения проектов «Беспилотные воздушные суда для мирных целей» и «Создание мастерской по моделированию и сборке систем БПЛА». Проекты будут выполнены совместно с ПАО «Роствертол» и предполагают открытие мастерских, разработку гибких образовательных программ под запросы рынка труда, обеспечение укомплектованности кадрами предприятий в рамках ФП «Кадры для БАС».

В условиях ускорения технологических и социальных изменений, стратегически важным направлением образовательной политики университета становится бесшовная интеграция программ дополнительного профессионального образования (ДПО) в образовательные процессы.

В рамках трансформации высшего образования планируется: создание новых сетевых образовательных программ магистратуры, реализующихся в продуктовой логике, реализация проекта «Институт фундаментальных и прикладных исследований» (ИФПИ ДГТУ). В 2025 году планируется разработка трех образовательных программ совместно с предприятиями партнерами: машиностроительный завод «БОНУМ», АО ГК «Астрагал», АО «Новошахтинский завод нефтепродуктов» и др.

Особенностью трансформации образовательной политики ДГТУ является одновременное развитие трёх образовательных пространств

#

Первое пространство

– это образовательные программы высшего образования, реализуемые по традиционной модели подготовки кадров в РФ на основе типовых учебных планов (классический бакалавриат и специалитет).

#

Второе пространство

– экспериментальная площадка, ведущая разработку и внедрение образовательных программ бакалавриата и магистратуры с высокой долей проектной работы в учебном процессе на основе современных педагогических гипотез и успешных мировых практик (институциональный проект «Школа Икс»).

#

Третье пространство

– инновационные образовательные программы бакалавриата и магистратуры, основанные на принципе деятельностного подхода, интегрированного с проблемно-ориентированным обучением по индивидуальным образовательным траекториям (институциональные проекты «Т-университет», «Институт перспективного машиностроения «Ростсельмаш»).

Реализация мероприятий образовательной политики нацелена на следующие эффекты

Достижение национальной цели развития Российской Федерации

«Возможности для самореализации и развития талантов» через формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у обучающихся, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию.

Вклад в социально-экономическое развитие региона

  • создание в регионе на базе университетата национального центра развития инженерного образования в кооперации с партнерами;
  • привлечение в регион талантливых, мотивированных на развитие студентов и преподавателей, в том числе иностранных;
  • обеспечение качества образования, соответствующего международным требованиям рынка труда;
  • формирование в студенческой среде ценностей развития, здровьесбережения и ответственного природопользования.

Институциональная трансформация ДГТУ

  • создание системы управления профилем компетенций выпускников университета;
  • внедрение уникальной платформы цифрового сопровождения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

Проекты

#

Кудряшев Сергей Борисович

И.о. проректора по учебной работе, помощник ректора, кандидат технических наук, доцент