Современные тренды научно-технологического развития и высокая скорость изменений профессий предъявляют новые требования к образу выпускника, компетентностному профилю, образовательным моделям и технологиям, что приводит к необходимости глубокой трансформации в сфере высшего образования. Отдельным контекстом в изменениях образовательной модели являются национальные проекты технологического лидерства.
Целевой образ образовательной модели – научно - образовательная система, основанная на принципах междисциплинарной командной работы, формирующая гармонично развитую личность с инженерным образом мышления, действующую в продуктовой логике, что позволяет развивать экономику страны и региона и встраивать университет в технологические цепочки.
Амбиции университета на национальном уровне:
- уникальная площадка для разработки и внедрения экспериментальных образовательных программ и инновационных подходов в высшем образовании.
- лидер в подготовке инженеров в области сельхозмашиностроения за счет сетевого партнерства с флагманскими предприятиями и реализации совместных образовательных программ с реальными производственными задачами.
- методический центр разработки образовательных программ в области ветеринарии
- экспертный центр в области кормопроизвосдтва, станкостроения, новых материалов и подготовки кадров в АПК, отрасль средств производства и автоматизации.
- ключевой партнер в развитии сетевого партнерства и создании совместных программ с организациями стран Африки и Азии.
На региональном уровне:
- флагман в формировании технологических лидеров для рынков будущего, способных к работе в междисциплинарных командах для решения технологических вызовов, за счет реализации кастомизированной образовательной модели и кластерного подхода;
- лидер в подготовке нового поколения инженеров за счет реализации образовательных программ на основе элементов и моделей экспериментальных и инновационных образовательных пространств;
- пилотная площадка по реализации новой образовательной модели по принципу формирования общеуниверситетского и профессиональных ядер образования, а также диверсификации образовательных программ по четырем трекам: технологический, исследовательский, практико-ориентированный и инновационный;
- лидер в формировании цифровых компетенций и дополнительных квалификаций, необходимых для создания конкурентоспособных профессионалов экономики данных.
Основополагающие принципы образовательной политики:
- портфельное управление: системный подход к формированию и развитию образовательных программ, где каждая программа рассматривается как отдельный «актив» в портфеле университета;
- междисциплинарность: интеграция знаний из различных областей для подготовки специалистов, способных решать комплексные задачи;
- практико-ориентированность: акцент на проектное обучение, стажировки и сотрудничество с реальным сектором экономики для формирования востребованных навыков;
- гибкость образовательных траекторий: возможность для студентов выбирать индивидуальные пути обучения, включая модульные программы, онлайн-курсы и микроквалификации;
- инновации: воспитание культуры инноваций через поддержку стартапов, хакатоны и программы развития предпринимательских компетенций;
- интеграция науки и образования: вовлечение студентов в научные исследования и разработки, формирование кадрового потенциала для технологического лидерства.
В связи с этим инновационная образовательная деятельность ДГТУ представлена четырьмя пространствами высшего образования, и пятым пространством профориентационной работы и СПО, которые направлены на достижение вышеизложенных амбиций.
Первое пространство – Передовая инженерная школа ДГТУ Институт перспективного машиностроения «Ростсельмаш». Особенностью Института является реализация модели «2+2+2» для подготовки специалистов для рынка сельхозмашиностроения. Модель предусматривает высокотехнологичное образование с включением студентов в производственные процессы предприятия для формирования актуальных знаний и деятельностных компетенций, необходимых для бесшовной интеграции выпускников в компанию «Ростсельмаш».
Обеспечивает лидерство в подготовке инженеров в области сельхозмашиностроения за счет сетевого партнерства с флагманскими предприятиями и создания совместных образовательных программ.
Второе пространство – экспериментальные площадки. Созданы для разработки и апробации образовательных моделей и методик, основанных на успешных международных кейсах и современных педагогических подходах для дальнейшего масштабирования успешных практик на образовательные пространства ДГТУ.
Данное пространство представлено Институтом опережающих технологий «Школа Икс» (программы высшего образования в области инженерии) и Институтом живых систем (программы интернатуры в области ветеринарии).
Третье пространство – инновационная образовательная экосистема для разработки и внедрения принципиально новых образовательных моделей для Т-шейп специалистов. Обеспечивает трансформацию подходов к управлению образовательной деятельностью и подготовку технологических лидеров с уникальной моделью компетенций, способных работать в рамках технологического уклада Индустрии 5.0, решать широкий спектр задач в рамках Стратегии научно-технологического развития России.
Данные междисциплинарные образовательные программы, основанные на принципах проектного обучения, имеют единое технологическое ядро, высокую долю модулей по сквозным технологиям, элективное пространство, ответственное за постановку метапредметных компетенций, и ориентированы на развитие рынков будущего. Данное образовательное пространство представлено Институтом сквозных технологий (Т-университет) с фокусировкой на рынки: цифровые реальности, умные города, интеллектуальные производственные системы.
Четвертое пространство – высшее образование нового типа.
Новая образовательная модель высшего образования. Модель сформирована на основе результатов экспериментальной площадки «Школа Икс», их апробации в Институте сквозных технологий и модели взаимодействия с индустрией Передовой инженерной школы ИПМ «Ростсельмаш» и масштабируемая на классические образовательные программы.
Предполагает следующие принципы:
- ориентация на запрос отраслевых лидеров по приоритетным направлениям технологического лидерства;
- образование основано на реальных проектах, выполняемых на базе научно-производственной инфраструктуры университета и/или индустриального партнера, с конкретными результатами внедрения;
- инженерное мышление вне зависимости от отраслевой направленности образовательной программы;
- продуктовая логика;
- командная проектная работа.
Внедрение новой образовательной модели требует:
- непрерывного аудита существующих образовательных программ, внедрения механизма и методологии оценки их эффективности для принятия решения о реализации или утилизации;
- обновление и запуск новых образовательных программ с учетом Стратегии научно-технологического развития России, требований рынка, индустриальных партнеров, для укрепления технологического суверенитета страны;
- создания диверсифицированного портфеля образовательных программ и продуктов университета;
- создание модели управления портфелем образовательных программ и продуктов;
- трансформации модели управления образовательными программами, расширения института руководителей образовательных программ, руководителей модулей, управления содержанием образовательной программы;
- трансформации системы административного и финансового управления научно-образовательными подразделениями, изменения организационной структуры образовательной деятельности университета;
- создания центра акселерации студенческих стартапов на базе Центра развития студенческого предпринимательства «Точка кипения», ведущего сквозной модуль «Основы технологического предпринимательства» и защиту ВКР в формате «Стартап как диплом».
Данный комплекс мер позволит обеспечит подготовку нового поколения инженеров за счет реализации образовательных программ на основе элементов и моделей экспериментальных и инновационных образовательных пространств, и внедрения системы портфельного управления.
Пятое пространство – комплексная система профориентации и ускоренной подготовки специалистов СПО. Для формирования производственной и компетентностной базы достижения целей технологического лидерства в соответствии с выбранными НПТЛ предполагается формирование профессионального ядра образовательных программ СПО синхронизированного с ОП высшего образования. При едином дисциплинарном наборе акцент в СПО ставится на освоение рабочей профессии/специальности и практические навыки, а в ВО на проектную работу и надпрофессиональные компетенции. Такой подход позволит обеспечить как бесшовный вход выпускников СПО в профессиональную среду региональной экономики, так и логическое продолжение их траектории в рамках ускоренного получения высшего образования.
Предполагается создание благоприятных условий для выявления, поддержки и сопровождения талантливой молодежи, осознанного выбора будущей профессии. В рамках стратегической инициативы по технологическому обеспечению продовольственной безопасности с целью формирования мотивированного абитуриентского резерва на агропромышленные направления, поддержки раннего профессионального самоопределения будут реализованы проекты для обучающихся школ и организаций СПО. Для выявления талантливых школьников 7-11 классов и подготовки их к интеллектуальным соревнованиям различного уровня будут реализованы проектные смены по техническим, гуманитарным, естественнонаучным и творческим направлениям.
С целью развития системы среднего профессионального образования планируется открыть Агропромышленный производственно-образовательный технопарк "ДГТУ-Пухляковский". Ежегодное проведение профессионального конкурса по формированию индивидуальных треков здоровьесбережения с использованием искусственного интеллекта и применением цифровых биотехнологий в здравоохранении и конференции «Страна здоровья» позволит увеличить количество обучающихся, и создать новые управленческие и педагогические команды, состоящие из молодых специалистов с уникальным набором компетенций по специальностям Сестринское дело и Фармация.
В рамках стратегической инициативы по средствам производства и автоматизации будут реализованы проекты «Ассоциированная школа «Союза машиностроителей России»: профильные классы инженерного образования; «Предуниверсарий Передовой инженерной школы».
Для создания многоуровневой системы непрерывной подготовки кадров в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем в различных отраслях в структуре кадетского корпуса ДГТУ будет создан военно-образовательный кластер «КАДЕТ». В рамках инициативы будут разработаны дополнительные образовательные программы «Оператор БПЛА», «Специалист IT в области информационного противоборства».
Будут созданы Авиационные классы в Школе № 47 г. Мариуполя совместно с ПАО ТАНТК им. Г.М. Бериева и ПАО «Роствертол», а также обеспечено участие в спортивно-конструкторских соревнованиях БАС.
Стратегическая инициатива “Средства производства и автоматизации” в системе СПО будет реализована открытием новых специальностей Мехатроника и робототехника, Монтаж, техническое обслуживание, эксплуатация и ремонт промышленного оборудования, Техническая эксплуатация и обслуживание роботизированного производства, Промышленный дизайн и выполнения проектов «Беспилотные воздушные суда для мирных целей» и «Создание мастерской по моделированию и сборке систем БПЛА». Проекты будут выполнены совместно с ПАО «Роствертол» и предполагают открытие мастерских, разработку гибких образовательных программ под запросы рынка труда, обеспечение укомплектованности кадрами предприятий в рамках ФП «Кадры для БАС».
В условиях ускорения технологических и социальных изменений, стратегически важным направлением образовательной политики университета становится бесшовная интеграция программ дополнительного профессионального образования (ДПО) в образовательные процессы.
В рамках трансформации высшего образования планируется: создание новых сетевых образовательных программ магистратуры, реализующихся в продуктовой логике, реализация проекта «Институт фундаментальных и прикладных исследований» (ИФПИ ДГТУ). В 2025 году планируется разработка трех образовательных программ совместно с предприятиями партнерами: машиностроительный завод «БОНУМ», АО ГК «Астрагал», АО «Новошахтинский завод нефтепродуктов» и др.


